Туомас Саммелвуо: «Цель одна - стремиться быть лучше каждый день»
Многим знакомый персонаж в российской Суперлиге на старте сезона предстал в новом амплуа: кемеровский «Кузбасс» подписал годовой контракт с наставником национальной сборной Финляндии, экс-игроком новосибирского «Локомотива» и калининградского «Динамо» Туомасом Саммелвуо. Легионеру тренерского цеха понадобилось полгода, чтобы убедить руководство команды увеличить срок трудового соглашения до внушительных пяти лет. И это несмотря на печальный итог сотрудничества «Кузбасса» с семейным подрядом Нгапетов из Франции.
Среди прочих равных в деятельности на посту наставника иностранца можно увидеть один большой плюс: для него это просто работа, без примеси патриотизма, и разговоров о «высоком», ведь по большому счёту, он наёмный работник, который, в первую очередь, должен исполнять свои обязанности. Однако, амбиции всё-таки присутствуют. В чем убедился наш кемеровский агент Михаил Захаров, встретившийся с Туомасом.
— Перед нами стоит задача выйти в «Финал Шести» и побороться там. Мы к своей цели идём и пока получается неплохо. Но это слишком просто – сидеть и думать о том, что будет в мае. Нужно каждый день, каждую тренировку стараться быть лучше. Это трудно, но именно такой подход даёт долгий эффект. Нужно не просто работать как профессионал, необходимо любить то, что делаешь. Невозможно что-то делать хорошо, если ты этого не хочешь, какого бы уровня мастером ты ни был. Постоянно трудиться, отдавать силы, учиться на тренировках, играх, в турнирах – это очень сложно. На одну игру настроиться и выдать свой максимум может каждый, а вот постоянно держать уровень – это требует особых затрат, особого отношения.
— Но как же себя мотивировать тогда?
— Волейбол, наверное, самый гуманный вид спорта. Здесь нет ограничения по времени, здесь всегда одна команда выигрывает, а другая проигрывает. Но участвует именно команда, а не фамилии на майках, или громкие имена. Это командный спорт. И начинает команда строиться именно на тренировках: помогая друг другу, пробуя что-то новое и работая над ошибками, мы все вместе стремимся быть лучше именно в этот момент. Мы должны развиваться. Только все вместе мы сможем добиться прогресса. И в этой каждодневной работе задействованы все: от работников администрации до игроков. Мы стараемся выстроить нашу деятельность так, чтобы всё было подчиненно развитию. Каждый день мы делаем шаг вперёд, и каждый из них важен. Наша игра, наш выход на площадку – это результат работы всей команды, а не только игроков и тренеров.
— Четвертое место сегодня это...?
— Это результат нашей работы. Значит мы заработали то количество побед, которое есть. А завтра… будет тренировка.
— Поражения воспринимаются острее?
— Каждое по-своему, как и победа, кстати. Но я всегда призываю игроков брать позитив от поражения. Делать выводы и не зацикливаться. После игры с «Новой» (в Новокуйбышевске) мы очень хорошо поговорили, немного стали по-другому тренироваться. Кстати, после этого поражения мы вообще стали больше общаться друг с другом, а это очень важно. Мы постоянно что-то пробуем, что-то узнаём. Всегда и везде есть маленькие проблемы. Без этого никуда. Другое дело – твоё отношение к этому. Оно должно быть позитивным. К примеру, мы вынуждены летать через Москву. Конечно этот фактор сказывается. В Нижневартовске «Самотлор» очень хорошо играл дома. Мы проиграли первую партию, но потом нашли в себе силы и мотивацию для победы. Мне понравилось, что говорили ребята друг другу на площадке, как помогли те, кто вышел со скамейки.
— Говорят, работа тренера круглосуточная. Как вы успеваете совмещать должности наставника сборной Финляндии и «Кузбасса»?
— Поначалу боялся. Но я настолько люблю волейбол, что иду на многое ради игры. И этот страх я преодолел. Я же говорю, всегда надо искать позитивное. Мне очень много и хорошо помогают. Как в сборной, так и здесь, в Кемерове. Когда я был с командой Финляндии я каждый день созванивался и списывался с Николой Джолито, они участвовали в предсезонном турнире. Сейчас всё наоборот. У меня есть помощники в сборной, которые следят, анализируют, высылают отчёты, записи. Руководство сборной меня отпустило. Мы вместе пришли к выводу, что для меня и для сборной так будет лучше. Это путь вперед, ведь русский волейбол в свое время переняли страны, многие из которых сейчас лидеры в мире. Да и я многому учусь, ведь раньше я был игроком, а теперь я тренер. Это другое. Тяжёлое, сложное, но любимое. И я рад, что мы работаем вместе.
— Тяжело было переключиться с игроцкого на тренерское восприятие?
— Очень. Смотреть на игру со стороны и не иметь возможности помочь – это тяжело. Долго привыкал, где-то себя переламывал, читал, учился. А вообще тренерская деятельность открыла новый мир, новые возможности. Очень важно, что я не один. Никто не может в одиночку выиграть. Это ведь волейбол. Все должны работать вместе. Важна атмосфера, мотивация. Со сборной начало получаться. Нас ждёт квалификация чемпионата мира, будет Мировая лига и первенство Европы. Девятое место Чемпионата мира – 2016 на сегодня наше лучшее достижение. И мы стремимся всегда вперёд. Понимаем, что пока конкурировать сложно, поэтому работаем здесь и сейчас. В Финляндии волейбол набирает популярность. Это помогает. В Кемерове тоже не всё сразу пришло. Работали, знакомились, втягивались. Но это замечательно. Это уже в прошлом, и дало мне важный опыт. Но и от волейбола надо отдыхать. Я попросил перед новым годом ребят, да и тренерский штаб, на несколько дней просто забыть о волейболе. Понятно, что это наша жизнь, каждодневная работа, но голова должна отдыхать. Я попросил съездить домой, к семье и близким. Встретить Новый год и немного расслабиться, отдохнуть от игры. Мы должны беречь наше тело и душу. Отдыхать тоже важно.
— Тренер должен быть психологом?
— Конечно. Мы все разные, и преследуем свои цели. Они могут быть объединены, но у каждого все равно своя цель. Моя мотивация для работы в клубе, к примеру, одна. Твоя совершенна другая. Но мы делаем одно дело и надо находить грани взаимодействия. Каждый индивидуален. Надо это использовать, чтобы на площадке играла команда. Необходимо чувствовать грань критики и количество советов, кто кому помогает, а кого поддержать. Надо уметь слушать, анализировать, пробовать, искать, взаимодействовать. Не нужно заставлять или вынуждать. Игрок должен сам решать, зачем ему это всё. С одной стороны, моя работа сложная работа, но с другой – самая захватывающая и интересная. И мне здесь очень помогает тренерский штаб. Мы разговариваем, обсуждаем, спорим.
— У игрока есть право на ошибку?
— А кто не ошибался? Посмотри статистику любого матча. Игрок должен понимать, что имеет право на ошибку. А вот что и как говорить мне при этом… это уже наука. Очень важно понимать, что говорить и когда во время матча. Надо уметь и указывать, и подсказывать. Это работа тренера. Игрока на площадке захлестывают эмоции. Он чего-то может не замечать. Тогда подсказывают его товарищи и я. Но основную работу мы проделали раньше. То, с каким менталитетом команда выходит на площадку – результат работы на тренировках и до, и после, в разговорах. Ведь без эмоций очень сложно играть. Эмоции в волейболе очень важны.
— А тут ещё и команда с русским менталитетом…
— Да нет, я особых трудностей не замечаю. Наверное потому, что мне это интересно, я люблю свою работу. Самое главное достижение сегодня, это доверие, которое есть внутри команды и авторитет. Конечно, возникают спорные моменты, но есть уважение и доверие. А это очень важно. Волейбол командная игра, поэтому быть одной командой, я считаю, одна из главнейших задач тренерского штаба. У нас общая цель и каждый день мы делаем шаг к ней. Мы все должны быть довольны нашей работой. Тем, что каждый сделал сегодня. Потому что именно такая работа дает долгий результат и позволяет быть чуточку лучше каждый день.