19 января 2015
В этом сезоне «Югра-Самотлор» вернулась в Суперлигу. Команда, которая в середине девяностых дважды выигрывала бронзовые награды российского первенства и побеждала в Кубке России, в первых 15 турах одержала всего две победы. Однако новый календарный год подопечные Юрия Мельничука начали отменно — с трёх успешных поединков, тем самым вновь обратив на себя внимание. В последнем туре нижневартовцы уступили на выезде новоуренгойскому «Факелу», но факт остаётся фактом — «Югра-Самотлор» в январские дни оставила самые яркие впечатления.
— Ваша команда очень здорово начала этот календарный год, переиграв «Губернию», «Кузбасс» и московское «Динамо». Однако в прошлом туре случилось довольно болезненное поражение от «Факела» со счётом 0:3. С чем это связываете?
— Думаю, это связано с тем, что после Нового года у нас был весьма напряжённый график игр. В трёх первых матчах «Самотлор» в эмоциональном плане смотрелся очень здорово, а потом наступил спад. Что было ожидаемо. Во-первых, у нас нет той глубины состава, которая есть у других команд, а во-вторых — травмы, которые также мешают демонстрировать весь свой потенциал. Конечно, как тренер я надеялся на более длительную победную серию, но не сложилось. Эмоций не хватило. В волейболе без этого нельзя.
— Речь зашла о травмах. Кто сейчас не готов выходить на площадку?
— Восстанавливается центральный блокирующий Дмитрий Поляков, у него травма бедра. Надеемся, что в ближайшие дни он будет готов играть. По разным причинам не могли выступать блокирующий Николай Евтюхин и доигровщик Дмитрий Леонтьев. Ждём возвращения обоих в ближайшие дни. Плюс к этому масса мелких повреждений, которые всегда возникают в тренировочном и игровом процессах.
— Расскажите подробнее о волейболистах, которые в этом сезоне выступают за «Югру-Самотлор».
— Наш коллектив начал формироваться в конце прошлого сезона, тогда мы выступали в Высшей лиге «А», но было очевидно, что будем играть в Суперлиге. Тогда же вместе с нашим директором Алексеем Березиным стали думать о будущих контурах команды, и первая сложность, с который столкнулся «Самотлор», — это уход связующего Валентина Безрукова. Это была действительно потеря, потому что для российского элитного дивизиона найти квалифицированного пасующего, да ещё за устраивающие нас деньги, достаточно сложно. Поэтому мы решили пригласить иностранца — украинца Романа Хандролина.
В отношении второй вакансии легионера решили не торопиться, подождать. В этой связи пришлось расстаться с Андреем Тупчием, который выступал за наш коллектив на протяжении нескольких лет. На его место был приглашён Вячеслав Тарасов из «Динамо-ЛО». Он успел поиграть в Кемерово, обладает потенциалом, который, надеемся, будет реализован.
На позиции центрального «блокера» у нас играют Дмитрий Поляков, Алексей Сафонов и Сергей Анойкин. Последний пока восстанавливается после травмы колена, из-за чего пропустил первый круг. Его заменяет Сергей Рохин, который в большей степени выступал за вторую команду, но вышел, сыграл и с московском «Динамо», и с «Факелом». Перспективный парень. Также на этой позиции у нас играет Николай Евтюхин, который перебрался к нам из Сургута. Это был необходимый шаг — в начале сезона из-за травм нам не хватало игроков этого амплуа.
Вторым связующим стал Сергей Шульга — опытный игрок, который очень помогает молодым волейболистам.
На позиции доигровщика остались капитан команды Дмитрий Леонтьев, Александр Платонов. Был приглашён Антон Карпухов, который до этого выступал в Смоленске в Высшей лиге «Б», а сейчас привлекает внимание многих ведущих коллективов Суперлиги. Также у нас задействована пара молодых игроков, которые являются членами молодёжной сборной, — Николай Чепура и Максим Новгородов.
На позиции либеро играют Дмитрий Березин и Валентин Кротков. Последний только пробует себя в этом амплуа, но все задатки у него есть.
В общем, «Югра-Самотлор» формировалась по принципу «алло, мы ищем таланты». Думаю, для большинства это шанс показать себя и закрепиться в Суперлиге. Такой риск оправдан.
— В итоге вторую вакансию легионера заполнил Сергей Тютлин.
— Именно. Когда такая возможность появилась, мы, конечно же, не возражали. Сергей успел проявить себя на высоком уровне, прежде всего в харьковском «Локомотиве». В «Динамо» получилось не всё, и не сразу нам удалось привести его к нужным кондициям, ведь присоединился он к нам незадолго до начала сезона.
— Вы рассказали про Антона Карпухова, который сделал шаг из Высшей лиги «Б» в Суперлигу. Это единичный случай или частое явление?
— Общую оценку дать весьма сложно. Думаю, что такие игроки есть, но необходимо доверие со стороны клуба и тренерского штаба, их просто необходимо найти. Но поскольку наши финансовые возможности ограничены, мы занимаемся селекцией и в низших лигах. Мы стремимся к тому, чтобы прогрессировали наши воспитанники, а также стараемся найти тех, кто вместе с «Югрой-Самотлор» будет расти и развиваться. Если удаётся угадать, то это большой плюс. Конечно, бывают и ошибочные решения. Процесс сложный.
— Немало воспитанников школы «Самотлора» выступают за различные клубы Суперлиги, играют за сборную России. Можно вспомнить Артёма Ермакова, Евгения Сивожелеза, Сергея Савина и Артёма Вольвича.
— Мне кажется, что в нашем клубе создан определённый микроклимат. Те ребята, которые к нам приходят, чувствуют это. Есть инфраструктура — от детско-юношеской школы до команды Суперлиги. Есть хорошо выстроенная пирамида, в которой каждый понимает свою роль. Я бы сказал, что каждый, кто сюда приходит, попадает в царство волейбола. Всё это помогает раскрываться.
— Чего хотелось бы добиться «Югре-Самотлор» во второй половине сезона?
— Главная задача — сохранение места в Суперлиге. Плюс мне, как тренеру, очень бы хотелось, чтобы ребята росли, были востребованы нашими лидерами, кто-то, быть может, получил бы приглашение из сборной России, не важно — молодёжной, второй или первой. Если эти задачи будут решены, станет очевидно, что работали не зря.
— В завершение нашего интервью не могу не спросить о ситуации в украинском волейболе. Все помнят, как здорово проявлял себя в Суперлиге харьковский «Локомотив», в итоге отказавшийся выступать в России из-за политической ситуации на Украине.
— Конечно, я слежу, но в ситуации общей нестабильности развивать волейбол очень и очень сложно. Именно с этим связан отказ «Локомотива».
На Украине всегда появлялась масса талантливых игроков, многие из которых пополняли ряды лучших российских клубов, получали гражданство. Уверен, что и сейчас немало таких, но они предпочитают уезжать из украинского первенства — в Казахстан, Белоруссию, Румынию. Это снижает уровень чемпионата, влияет на уровень мастерства волейболистов. А так харьковский клуб продолжает доминировать, остальные где-то рядом.
партнеры