23 мая 2017
Главный тренер сборной – о задачах на сезон
С Сергеем Константиновичем мы встретились за несколько дней до выезда команды в Эстонию на отборочный турнир к чемпионату мира 2018 года. К моему приезду закончилась очередная тренировка, а главный тренер был в отличном расположении духа: рассказывал, что вся команда работает с настроением и энтузиазмом, несмотря на то, что еще далеко не все успели восстановиться после тяжелого клубного сезона.
В ОТБОРЕ НА ЧМ СЫГРАЮТ ОПЫТНЫЕ, В МИРОВОЙ ЛИГЕ ПРОВЕРИМ МОЛОДЫХ
– Все ли в строю из тех, кого вы хотели бы видеть в сборной?
– На сбор прибыли все. Есть только проблемы с травмированными ребятами – Дмитрию Щербинину и Сергею Антипкину дали возможность подлечиться с тем, чтобы успеть подготовиться к Мировой лиге. На отборочный турнир едут опытные игроки – надо решать задачу выхода на чемпионат мира. Второй этап – Мировая лига, где мы даем возможность отдохнуть тем, у кого была большая нагрузка в Суперлиге и в сборной на протяжении долгого времени: Сергею Гранкину, Артему Вольвичу, Максиму Михайлову, Юрию Бережко, Артему Ермакову. На их место придут молодые ребята, которых мы должны проверить, чтобы понять, с кем нам ехать на третий этап – чемпионат Европы.
– Мировая лига будет в некотором смысле экспериментальным турниром?
– Да, мы такое решение приняли совместно с федерацией. Был олимпийский цикл и еще год после него, нагрузка на опытных ребят была достаточно большая и в клубах, и в сборной. Сейчас новое четырехлетие, ветеранов мы уже знаем, хотелось бы посмотреть ближайший резерв сборной в деле. Им представится уникальная возможность проявить себя на этапах Мировой лиги.
– Сергей Савин и Виктор Полетаев травмированы?
– Да, Савин поехал оперироваться, у него проблемы с коленом. Предстоит хирургическое вмешательство Вольвичу. По Полетаеву решили, что в операции необходимости нет, но потребуется двухмесячный курс интенсивной терапии, чтобы его восстановить к чемпионату Европы.
– Александр Волков в этом году освобожден от сборной?
– Саша сам сказал, что этот год хотел бы пропустить – заняться своим здоровьем и восстановлением. В прошлые сезоны такой возможности не было. Это опытный игрок, который прошел такие горнила, как Олимпийские игры и чемпионаты мира, – нам нужны такие волейболисты. Надо давать возможность спортсменам отдыхать и залечивать травмы, чтобы потом они могли принести нам еще больше пользы. Это их здоровье, их жизнь, нужно совместно принимать решения – нельзя переступить грань, за которой может быть какая-то травма, которая потом повлияет на его карьеру.
30 КАНДИДАТОВ В ГЛАВНУЮ КОМАНДУ
– Вы говорили о своей жесткой позиции в отношении отказников: федерация может признать их легионерами.
– Такой инструмент у федерации есть, другое дело, что мы им не пользуемся. С каждым разговариваем: какие причины, что надо сделать, почему так, а не иначе. Сегодня отказников нет.
– Насколько сегодня широк круг кандидатов в сборную? Пятьдесят человек?
– Реальная обойма, думаю, человек 30. Те, кто примерно соответствует уровню национальной сборной.
– Этого достаточно на олимпийский цикл, чтобы к Играм в Токио сформировать самый боеспособный состав?
– Достаточно. У нас хорошая молодежь. Хорошо проявляют себя Дмитрий Волков, Егор Клюка, Ильяс Куркаев, Илья Власов, Вадим Лихошерстов, Дмитрий Ковалев, Александр Кимеров. Они все в обойме, а как их использовать, как подвести, где дать возможность сыграть, – это другой вопрос, все нужно делать дозированно. Желание у молодых огромное, считаю, что конкуренция будет серьезная.
– Почему вы выбрали спарринг именно с командой Эстонии?
– Эта команда немного отличается от того, к чему мы привыкли: они не такие высокорослые, но играют в скоростной волейбол. Игры с ними дают нам информацию, как играть против подобных команд. У нас есть и видеоматериалы сборных, с которыми мы будем встречаться, активно работают статистики, смотрят спарринги других команд, в том числе из Мировой лиги. Например, есть понимание того, что Италия будет играть без двух опорных нападающих – Османи Хуанторены и Ивана Зайцева. У США не будет четырех ведущих игроков. Такая информация будет помогать нам ориентироваться в уровне команд, которые нам будут противостоять.
ВОЛНЕНИЕ ТОЛЬКО ЗА ЛИБЕРО
– Что оттачивали на сборе в Новогорске?
– Работали над взаимодействиями, подрабатывали кондиции игроков – одни закончили чемпионат в апреле, другие – чуть больше недели назад. Надо было нарабатывать понимание на площадке, тактические схемы. Времени на подготовку немного, и мы рассчитывали на клубные связки. Например, Бутько – Вольвич – Михайлов. Но когда стало ясно, что Бутько из-за травмы не сможет приехать, мы обратились к Гранкину, с которым была договоренность о том, что этот старт он пропустит. Сергей, надо отдать ему должное, согласился помочь команде. Однако и динамовскую связку приходится трансформировать – сыгранное трио Гранкин – Бережко – Щербинин не сыграет в таком составе из-за проблем со здоровьем у Дмитрия.
– За какие позиции есть опасения?
– За одну – либеро. У Ермакова травма, но мы надеемся, что успеем его восстановить, рассчитываем на него как на основного. Есть Роман Мартынюк и Артем Зеленков, но они пока не имеют опыта международных встреч.
– А остальные позиции?
– Волнующая ситуация только с этим амплуа. Линия доигровщиков у нас сильная – там Клюка, Бережко, Волков и Ильиных. У них был хороший сезон, да и Владимир Алекно уже привлекал их в сборную. Диагональ при наличии Михайлова – закрыта. По связующим то же самое. На первом темпе уверенно чувствует себя Вольвич, да и молодежь в лице Власова, Куркаева и Лихошерстова подпирает.
– В тренировки что-то новое привнесли?
– Сейчас нам не нужны какие-то революции, не тот период. Мы с помощниками договаривались так, чтобы у нас была преемственность от той команды, которой руководил Владимир Алекно.
– Поэтому и оставили Серджио Бузато и Юрия Булычева в тренерском штабе?
– Это грамотные специалисты, профессионалы. Все хорошее, что было, надо брать и закреплять, чтобы идти дальше. Может, немного трансформировать под нашу новую команду, но в целом никаких революций мы сейчас делать не будем.
– Атмосферой в коллективе довольны?
– Ребята давно друг друга знают, хорошо общаются – формируется новая команда, все с позитивом относятся друг к другу, понимают задачи и меру ответственности. Казалось бы, нам играть с Венгрией, Черногорией и Косово, но никаких приподнятых настроений по этому поводу нет.
ГОВОРИЛИ С АЛЕКНО, Я БЛАГОДАРЕН ЕМУ
– О вас отзывались как о довольно строгом тренере, который любит дисциплину. Это правда?
– Не знаю тренера, который не любит дисциплину. Это основа любого вида спорта, тем более игрового, где результат зависит не от одного человека, а от всех – не только стоящих на площадке, но и за ее пределами.
– Насколько вы были вовлечены в то, что происходило в суперлиге, и кто из клубных тренеров помогал вам по своим игрокам?
– Я выезжал на туры, смотрел, как играют команды. Разговаривал с Алекно, советовался с ним по волейбольным вопросам. Мы с ним очень конструктивно поговорили, я ему благодарен за это. Был диалог с Юрием Маричевым. Со всеми тренерами тех команд, откуда большое количество кандидатов в сборную, разговаривал, везде нашел понимание. Специалисты говорили: все, что нужно для сборной, – будем делать. Я просил у них психологические портреты по каждому игроку, спрашивал, как лучше использовать того или иного волейболиста. Я благодарен, что все отозвались на мои просьбы, это помогло составить полную картину.
– Что сейчас является для вас самым большим вызовом?
– Сам факт, что меня назначили в сборную. Новый олимпийский цикл – тоже вызов. Как и любое соревнование в целом, ведь на любом турнире надо решать задачи. И если ты сможешь их решить, значит, все нормально, а нет – это уже проблемы. На отборочном турнире у нас задача выйти на чемпионат мира с первого раза. На Мировой лиге – экспериментальным составом показать максимальный результат – мы не должны там быть статистами, в каждой игре настрой на победу. На чемпионате Европы должны быть медали.
– В каком случае вы сможете сказать, что довольны работой в этом олимпийском цикле?
– Тренер редко бывает доволен своей работой – она многоплановая, да и игроков много. Сложно создать монолитную команду. У меня сейчас все мысли о другом: я уже настроен на ближайший турнир, а вопрос довольно философский. Конечно, результат имеет огромное значение, и прежде всего мы должны его сделать. А как мы этого добились по большому счету остается за кадром. Все видят красивую картинку, но никто не видит, чего стоит ребятам, к примеру, восстановление в несколько дней после чемпионата и перед стартом отбора.
– Такая магия тренерской работы?
– Да. И у Владимира Романовича перед Олимпиадой было много травмированных. А люди видели только то, что происходило в Рио на площадке. Тренерское счастье в общем-то бывает только после побед – буквально 10-15 минут. Эта эйфория от того, что мы это сделали. А потом идет опустошение и вопрос: "Что дальше?". Но это удел любого тренера, достижение цели и путь к ней – наша работа. Наша главная задача – результат. И мы должны его добиваться. Тем более у России такие традиции в волейболе, что на каждом турнире нас рассматривают как претендентов на победу. Надо соответствовать этому статусу.
Чтобы отобраться на чемпионат мира-2018 напрямую, России необходимо занимать первое место в круговом турнире. В случае второго места в группе нашей команде предстоит еще один квалификационный турнир, который пройдет в середине июля. Третье место лишает команду Шляпникова шансов принять участие на ближайшем мировом чемпионате.
партнеры