29 августа 2016
Что можно сделать, дабы вернуть наш волейбол на былой конкурентоспособный уровень
Завершившаяся неделю назад Олимпиада в Рио в целом стала для нас успешной. Но что касается летающего мяча, то итоги турнира однозначно неудовлетворительные – ни одной медали как в зале, так и на песке. И если «пляжники» добились максимума за всю историю, то в классическом волейболе случился провал. Хотя результат мужской сборной выглядит объективным, несмотря на то, что четыре года назад мы выиграли «золото». Как же вновь взойти на вершину? Нужны ли нам масштабные перемены?
Посудите сами. Главный тренер дружины Владимир Алекно заявил, что наш волейбол остановился в развитии, по причине чего за два года не удалось обыграть ни одного сильного соперника. Со второй частью утверждения ещё можно поспорить, а с первой – не получится. Легендарный Сергей Тетюхин, прощаясь со сборной, сказал, что четвёртое место на Играх – это наш реальный уровень. «Бронза» стала бы своего рода подарком. Именно так. Кто-то может не соглашаться со всем этим. Дело личное. Только людям, находящимся внутри коллектива, явно виднее, что да как...
Показательна и статистика. Вспомните сентябрь 2013 года, когда в Копенгагене мы выиграли первое в новейшей истории «золото» Старого Света для страны. Тогда «казна» наполнилась почти под завязку. Сборная России одновременно владела четырьмя титулами – олимпийского чемпиона, обладателя Кубка мира, победителя Мировой лиги, чемпиона Европы. Казалось, наступила наша эра и никто не сможет сбросить россиян с волейбольного трона. Но в жизни всё меняется, и мы сами отдали соперникам завоёванные «короны». За 26 месяцев (с июня 2014 по август 2016-го) мы растеряли все титулы, оставшись ни с чем. При этом из девяти проведённых турниров мы проиграли восемь. Лишь в Берлине удалось отпраздновать успех в олимпийской квалификации. Вот так мы и скатились почти в середняки.
Как же быть теперь? Что нам делать? Есть одно изречение, известное как аксиома Эскобара. Прилично оно звучит так: «При безальтернативном выборе из двух противоположных сущностей обе будут являть собой исключительную ерунду». Представляется, что именно такая ситуация сложилась в нашем волейболе. Первая сущность. Можно вновь пойти по пути смены тренеров, тем более, по некоторой информации, Владимир Алекно покинет свой пост. Но кого назначать? Очередного иностранца? Видели мы неудачников Гайича и Баньоли. Почему вдруг кто-то окажется лучше? В России же кадров по большому счёту нет. Вторая сущность. Сделать акцент на подборе игроков, меняя их и пытаясь найти нужные сочетания. Но это ещё более иррационально и убийственно для результата. Остаётся что – надеяться на чудо и неожиданное появление таких самородков, как Тетюхин? Снова слепо верить в благоприятную констелляцию лондонского образца и берлинского разлива?
Нет, так мы ничего не добьёмся, никаких существенных сдвигов не произойдёт. А нам нужна мощная основа в структуре отечественного волейбола. Таковой выглядит массовость с конкретизированной подготовкой. Есть пять амплуа – связующий, диагональный, блокирующий, доигровщик и либеро. В школах при пяти ведущих клубах необходимо, помимо традиционного процесса обучения, на точечно для этого выделенные деньги создать своего рода факультеты или отделения по каждой специализации – в одной академии упор делается на одну позицию. Пройдёт через школу доигровщиков, например в Белгороде, тысяча детей от пяти до пятнадцати лет, и мы непременно получим пару-тройку классных мастеров для сборной России. И так – постоянно и ежедневно. Безусловно, без финансовых вливаний это бесперспективно, так как важна и игровая, соревновательная практика. Мы не Бразилия, где всегда тепло и многие из-за бедности играют в футбол и волейбол целыми днями, мечтая вырваться из оков нищеты.
Потому, если государство хочет видеть «золото» регулярно, оно должно быть заинтересовано в том, чтобы система работала во благо подготовки качественных кадров. Мы предложили один из вариантов, их же может быть несколько. Но менять нашу структуру нужно уже сейчас. Иначе мы рискуем в недалёком будущем повторить горькую судьбу мужского гандбола. Не хотелось бы...
партнеры