24 июня 2016
Выступая экспериментальным составом, подопечные Владимира Алекно не смогли выиграть у своих традиционных соперников из Франции хотя бы сет.
Сегодня они встретились в 10-й раз. В матчах Мировой лиги. Этих самых матчей с глазу на глаз с французами на уровне сборных в официальных турнирах было несколько десятков, не говоря о товарищеских играх, которых также было немало в 80-90-е годы. Но сегодня речь о главном коммерческом турнире олимпийского сезона, который важен в преддверии Олимпиады.
Вообще-то, за четверть века, что проводится уже ставшее таким привычным соревнование сильнейших сборных мира, две команды встречались до сегодняшнего дня всего-то девять раз — пять в 2006 году и четыре — в 2000-м. При этом надо учесть, что ни россияне, ни французы не играли во всех розыгрышах Мировой лиги. Россияне вынуждены были пропустить ряд турниров не по своей вине, а по велению в то время всемогущей жены президента ФИВБ мексиканца Рубена Акосты. Мадам Малю Акоста, которая одно время благоговела перед всем советским, а позже и российским, в какой-то момент повернулась к нам спиной и на рубеже веков при любой возможности ставила подножки при каждом случае. А на финальном матче чемпионата мира 2002 года между сборными России и Бразилии демонстративно болела за южноамериканцев, хотя подобные вещи на столь высоком уровне не приняты. Причины такой резкой перемены в поведении первой леди мирового волейбола мне известны, но говорить об этом не принято — невольно
должны быть упомянуты совершенно не имеющие никакого отношения к этому публичные лица.
Итак, мы пропустили несколько Мировых лиг не по своей воле. А французы просто не могли найти телекомпанию, которая взялась бы транслировать матчи МЛ. Наличие же контракта с телевидением — одно из условий участия в Мировой лиге прежних созывов. Как сегодня обстоят дела, когда в соревнованиях участвует более трёх десятков команд, не скажу. Да и какое это имеет значение.
В последний раз в рамках лиги наши сборные сыграли 24 августа 2006 года, и россияне победили — 3:2.
Ну а самые последние встречи двух сборных, наверное, помнят все реальные любители волейбола — это два матча в олимпийском отборочном континентальном турнире в Берлине. 6 января на групповом этапе наши уступили французам 1:3, а 10 января в финале переиграли «трёхцветных» с таким же счётом и завоевали право сыграть на Олимпиаде.
К сегодняшнему матчу обе сборные подошли с одним поражением: французы играли в Сиднее в группе А1, победили итальянцев и австралийцев, но не смогли переиграть сборную Бельгии. О скандальной ситуации в этом матче я упоминал в предыдущем репортаже.
Россияне уступили в самом первом матче против сербов. Между прочим, вчера команда Николы Грбича переиграла бразильцев — 3:1 на своей площадке в Белграде. И почти обеспечила себе попадание в финальную шестёрку: болгар-то сербы наверняка обыграют, да и Иран им по плечу. Тогда в Тегеран на третий игровой уик-энд может полететь второй состав.
Ну а нам противостояли такие неудобные всегда для нашей команды цепкие и неуступчивые французы. В Лодзь прилетел и Эрвен Нгапет, который не был в Сиднее. Так что компания Лорана Тилли в полном боевом составе вышла против сборной Алекно.
Состав соперника был очевиден ещё до старта: в обойме Тилли-старшего всего семь блестящих исполнителей, запасные гораздо слабее. У нас «скамейка» ровнее. Вспоминая о матче 10 января, когда Владимир Алекно выпустил формальных резервистов Юрия Бережко и Александра Маркина, которых французы, судя по всему, не разбирали в качестве возможных оппонентов, и те просто-напросто перевернули всю игру с головы на ноги. К чему соперник готов не был.
Своеобразный сюрприз подготовил французам Алекно и на сей раз: в числе 14 игроков, заявленных на матч, не оказалось двух диагональных — Максима Михайлова из-за травмы и Константина Бакуна, действиями которого в минувший уик-энд главный тренер, похоже, был вполне удовлетворён. Вот Алекно и решил предоставить возможность проявить себя Виктору Полетаеву, единственному номинально диагональному, и словаку с российским паспортом Лукашу Дивишу.
Рискованно? Ещё бы! Ведь заявка из 14 фамилий заполняется сразу на три матча. А ведь кроме французов нам играть ещё завтра с поляками и в воскресенье с аргентинцами. Двумя соперниками, которые сыграют с нами в одной группе в Рио. Значит, Алекно руководствовался какими-то своими соображениями. Неужели полагал, что двух побед в Калининграде и ещё двух в Далласе на следующей неделе над командами Болгарии и Австралии, которых ещё предстоит добиться, будет достаточно, чтобы поехать в середине июля в Краков? Тренерский штаб россиян наверняка просчитал этот вариант.
С другой стороны, а почему бы нашим игрокам и без ведущих забивальщиков не выиграть у кого-то и в Лодзи? Ведь если эти ребята хотят попасть в олимпийскую дюжину, то им нужно доказать свою состоятельность. Вот мы и посмотрели, на что они способны.
Причём играли без Сергея Тетюхина. В доигровке Дивиш и Егор Клюка. И сразу наделали массу ошибок на подаче. Тем не менее к перерыву команды отделяло всего очко. Во всех прочих элементах наши не просто не уступали, а, напротив, смотрелись предпочтительнее.
До следующего перерыва ошибок с линии насчитал меньше, и теперь вновь очко разделяло соперников, только мы были впереди. У французов в своей тарелке чувствовал себя Нгапет, поддержанный Кевином Тилли. К тому же прорезалось и у диагонального Антонена Рузье. Короче, довели соперники свой перевес до трёх очков. На том и закончился первый сет. 25:22. При в целом равной игре, но большим количеством ошибок у россиян — 9 против 5.
В перерывах Алекно выговаривал Клюке, неудовлётворенный его действиями. Плюс у Дивиша не очень получалось у сетки. И вместо него вышел Александр Маркин. Правда, французы уже были впереди на "+5". Ко второй паузе 16:11. И вновь масса осечек при вводе мяча в игру. Как и в самом первом матче МЛ против сербов.
Алекно взял перерыв, когда у нас в графе ошибки значилась удручающая цифра 15, а на табло горели — 12:19. Перерыв подействовал, солидный разрыв сократить удалось. Причём до минимума — 20:21. И большинство очков наши выиграли блоком. После перерыва вновь российский заслон из рук сравнял счёт. А сразу после уже французы использовали свой блок. Но ошиблись французы на подаче, а Мусэрский забил. 23:23, 24:24. И суператака Нгапета. Тут же Алекно взял тайм-аут. Клюка сделал 25:25. Две ошибки на подаче — 26:26. Но две атаки Рузье. И… Но видеоповтор показал, что второй мяч был за квадратом.
Потом было 28:28, и Маркин заработал первый сетбол для нашей команды. Но вновь точен Нгапет. А у нас Мусэрский.
Маркин не попал в квадрат с линии, но Мусэрский вновь точен в атаке, но не точен на подаче. Теперь нам помог ошибшийся Рузье. Но попал в блок Клюка. В атаке. И тут же сплоховал на подаче.
Соперник ответил тем же, но Тилли-младший исправился. А завершил партию Нгапет — 36:34 и 2:0 в пользу чемпионов Европы. Обидно, конечно. Ведь на подаче Вольвича благодаря блоку Мусэрского с Гранкиным удалось полностью изменить ситуацию на площадке.
С самого начала третьей партии удалось даже заработать очки с линии, но и проиграть не меньше в этом же элементе. К перерыву — 8:6 за нами. Правда, французы быстро исправили положение, у которых Тилли-младшего заменил Николя Марешаль. И вот уже 13:11 в пользу трехцветных. А чуть позже 16:13. И на этом, к сожалению, всё закончилось. Потому что собственные ошибки в очередной раз стали тем роком, который сыграл ключевую роль в исходе партии и матча.
Что ж, первый экзамен ни Полетаев, ни в большей степени Дивиш не сдали. Впереди ещё два. Есть ещё возможность проявить себя. Между тем, россияне с французами подравнялись в споре тет-а-тет матчей Мировой лиги.
партнеры