Главный тренер казанского клуба и сборной России Владимир Алекно любит нестандартные решения. Смелые, порой на грани авантюры ходы – фирменный стиль одного из самых успешных тренеров современного волейбола.
Жесткая самокритика на грани самоедства – черта характера диагонального казанцев и сборной Максима Михайлова. Петербуржец настолько требователен к себе, что журналистам просто нет нужды его критиковать – Михайлов всегда сам готов "съесть" себя за промахи в атаке. Причем Максим так себя порой "накручивает", что забывает: промахи – часть работы диагонального. Игрока, который в волейболе априори делает очень много действий за матч. И тут важно не сколько раз он промахнется, а как относится к неизбежным ошибкам – забить всё не получится, как ни старайся.
В субботу Михайлов начал финал неудачно – всего одна удачная атака из семи. Даже по телекартинке было видно: один из лидеров российского клуба с каждой новой ошибкой все больше нервничает и постепенно теряет веру в себя.
Алекно мог, наверное, устроить своей звезде короткий отдых, изменив расстановку: американец Мэтт Андерсон в сборной не раз играл на этой позиции, а его место в доигровке занял бы опытный Евгений Сивожелез. "Зенит" потерял бы мощь и высоту атаки, но выиграл бы в приеме. Простое и логичное решение напрашивалось, но тренер решил по-своему. Он отправил на площадку Виктора Полетаева. Звезду "Финала шести" чемпионата России-2013/14, дебютанта сборной минувшего сезона и человека, наверняка уставшего сидеть в запасе за могучей спиной Михайлова. То, как вошел в игру 20-летний диагональный, попадет в историю как минимум клубных чемпионатов мира. После третьей партии в активе Полетаева было 8 очков, которые он добыл реализовав все 6 своих атак и дважды подав на вылет!
С неожиданными героями у Алекно вообще был полный порядок – финал чемпионата мира стал лучшим матчем в карьере для Александра Гуцалюка. Тот только в атаке набрал пять очков, забивая почти все, что ему отдавал Игорь Кобзарь. Связующий казанцев долго радовал: на сбитом приеме он искал в углах сетки кубинца Вильфредо Леона, Полетаева или Андерсона, а когда доводка была хорошей, охотно пасовал своим "центрам". У них матч начинала пара Гуцалюк – Алексей Кулешов, но уже в середине второй партии Кулешова поменял Николай Апаликов. Его блок (21:17) и атака (23:18) от Полетаева стали ключевыми эпизодами второй партии. Она стала победной для "Зенита". Казанский клуб сразу ушел в отрыв, но долгое время держал хозяев зала на расстоянии одного брейкового мяча. Наибольший отрыв был создан зенитовцами на подачах Полетаева – 17:12, но затем "Крузейру" взбодрился и смог вернуться игру (21:23). Охладил пыл бразильского чемпионата все тот же Полетаев.
Ошибаться россиянин, устроивший из второй партии личное шоу, начал только в четвертом сете. Он сначала угодил под блок, потом был обворован арбитрами (мяч попал в площадку, но доказать это не было никакой возможности – систему видопросмотров хозяева устанавливать не стали), а затем промахнулся, обводя блок. Так "Крузейру" повел – 12:10, заставляя "Зенит" заметно нервничать.
К этому времени российский клуб отставал по партиям. Первый сет казанская команда проиграла из-за провала в концовке, уступив ее с общим счетом 2:8, когда перестало получаться все и у всех. Судьбу третьей партии решил нервный спор на балансе. Здесь соперник оказался более удачлив и спокоен. "Зенит" по ходу этого сета отыграл два очка (19:21) усилиями Сивожелеза и два сет-болла благодаря блоку Гуцалюка, но героем концовки стал бразилец. Если быть точным, роль героя оказалась по плечу доигровщику Фелипе, который набрал два из трех очков в эндшпиле игрового отрезка. В нем у "Зенита" молчал не только "зачехленный" Алекно "Пулемет Максим", но и американская "пушка".
Андерсон финал провалил: ничего толком не принял, мало что забил. Алекно брал тайм-ауты, говорил в них жесткие слова, ругал всех и персонально Кобзаря, кидал в топку жаркого боя Сивожелеза, вернул Михайлова, но что может изменить тренер, если главный матч турнира хорошо проводят запасные его команды, а не лидеры? Одного вдохновения Полетаева и сыгравшего как должно играть в подобных матчах Гуцалюка для титула мало. Тем более, когда не похожи на самих себя Леон и Андерсон, надолго спрятан в запас Михайлов, а у соперника ловят кураж сначала вожаки, а затем им вся команда.
Увы, но повторить успех "Белогорья" "Зенит" не смог: трофей вернулся в Бразилию.