06 июня 2015
О завершении игровой карьеры, начале тренерской и желании поработать в женском волейболе — в интервью Александра Богомолова.
— Несколько дней назад вы официально объявили о завершении карьеры игрока. Но это шаг хотели сделать уже не раз за последние лет пять. Почему же всё-таки продолжали играть?
— Да, действительно, я не раз подумывал о завершении, но каждый раз появлялось какое-то интересное предложение ещё поиграть. К тому же я чувствовал в себе силы и знал, что могу принести пользу команде.
— В чём особенность игрока уже, скажем так, в возрасте?
— Больше играешь головой, чем физикой (улыбается). Могу сказать, что сейчас сильно изменился сам подход к тренировкам, играм в клубах. Раньше бывало и такое, что главный тренер занимался всем – от покупки билетов до, собственно говоря, тренировочного процесса. Сейчас подход стал профессиональным. В тренерский штаб входят несколько человек, которые отвечают за разные аспекты подготовки. Есть врач, а где-то и не один, массажист, физиотерапевт. В командах стали заботиться и о быте волейболистов, что тоже очень важно.
— Скажите, а можно ли головой переиграть более мощного, молодого игрока из команды соперника?
— Конечно, хотя и не всегда. На передачу связующего на блок поднимаются два-три игрока и надеются на то, что пробить такой групповой блок за счёт силы нельзя. Надо оценить ситуацию и принять решение, как обойти блокирующих.
— Последние полсезона вы провели в Белгороде. «Белогорью» на старте сезона прочили те же успехи, что и в сезоне-2013/2014. Но ни одного турнира белгородцы так и не смогли выиграть…
— Ну почему же, Суперкубок «Белогорье» выиграло. Но в целом да, не получилось повторить успех. Конечно, все ребята были расстроены, ведь перед белгородской командой всегда стоят максимальные цели. Но думаю, эти неудачи, наоборот, только стимулируют «Белогорье» к новым успехам.
— И всё же чего не хватило в финальной серии с «Зенитом»?
— Не знаю, был определённый спад. Ключевым стал второй домашний матч, в котором было много спорных игровых моментов, я не имею в виду какие-то судейские ошибки.
Мы проиграли в пятой партии, а уже в Казани нам было очень трудно одолеть соперника. В их зале тяжело играть, он специфичный, но мы боролись до конца. Не повезло, ну что ж теперь поделаешь…
— За долгую карьеру игрока наверняка смогли почерпнуть много чего полезного для работы теперь уже тренером?
— Конечно, я играл во многих клубах под руководством замечательных тренеров и у каждого чему-то научился. Последние годы я тренировки на видеокамеру записывал. Много чему научился у Валерия Алферова, у Сергея Цветнова есть очень интересные упражнения для блокирующих, ну и, конечно, здесь, в Белгороде, работают Геннадий Шипулин и Борис Колчин – мэтры тренерского дела. Когда играл в «Зените», отмечал какая дисциплина у Владимира Алекно. У меня много записей игр и тренировок, я уже все их оцифровал, систематизировал.
— Говорят, что Шипулин ещё и отличный психолог, научились у него, как настраивать команду, общаться с игроками?
— Я ещё в процессе обучения (смеётся). А если серьёзно, то да, много чего подмечал: когда тренеру надо сказать игрокам пару крепких слов, когда успокоить, а когда вообще лучше помолчать.
— Вы начнёте работать в тренерском штабе «Белогорья», а чем конкретно будете заниматься?
— Всем.
— Вы говорили, что хотели бы стать тренером в женской команде, а сейчас передумали?
— Вовсе нет. Просто давайте будем реалистами, ну кто мне сейчас предложит место главного тренера женской команды? Надо же с чего-то начинать, и когда мне предложили остаться в Белгороде, я прыгал от радости. Но от мысли, чтобы со временем заняться женским волейболом, я не отказываюсь.
— Кстати, не общались по этому поводу с Константином Ушаковым?
— Общался, причём совсем недавно. Мы вместе с Костей проходили курс повышения квалификации, и он сказал, что работать с женской командой куда труднее, чем с мужской. Есть множество нюансов. Могу сказать, что есть много примеров удачного совмещения работы и с мужчинами, и с женщинами. Юрий Маричев в этом году выиграл Кубок ЕКВ с московским «Динамо», а сейчас готовит женскую сборную России. А вообще у кого к чему душа лежит. Мне было бы интересно поработать в нашем женском волейболе. Я вижу, что можно улучшить в наших командах: прибавить в физике, в быстроте передвижения, на блоке. Особенно в последнем элементе у меня куча разных упражнений, задумок, которые хотелось бы реализовать. Но пока это дело будущего, а сейчас я все силы приложу, чтобы быть полезным в Белгороде.
— Не могу удержаться от, наверное, банального вопроса, который задают спортсменам, закончившим карьеру: самая запоминающаяся победа и самое обидное поражение?
— Что-то выделить трудно, все победы в той или иной степени значимы для меня. Эйфория от побед у меня лично проходит достаточно быстро, через пару дней (смеётся). Но из последних вспоминается победа на клубном чемпионате мира в прошлом сезоне в составе «Белогорья». Что касается поражений, то я их просто не помню (улыбается).
— В одном из интервью вы сказали, что в своё время сделали выбор в пользу семьи в ущерб привлечению в сборную. Не жалеете?
— Это не совсем так. На тот момент конкуренция за попадание в сборную на моей позиции была просто сумасшедшей – Алексей Казаков, Олег Шатунов, Руслан Олихвер. Пробиться мне было очень сложно, но тем не менее считаю, что и без сборной моя карьера игрока сложилась удачно – 25 лет в клубах Суперлиги. К тому же сборная отнимает много сил, здоровья, это серьёзный труд. Да и после клубного сезона с разъездами хочется летом побыть с семьёй.
— Ваши дочь и сын тоже занимаются волейболом. Как их успехи?
— Дочка Маша тренируется в Одинцово, и надеюсь, что в следующем сезоне она будет играть за молодёжную команду «Заречье-Одинцово». Там очень сильные женские тренеры, Вадим Панков — один из лучших по работе с молодыми игроками. Максим тоже начинал заниматься в Одинцово, а сейчас тренируется в Белгороде, где как раз отлично поставлена работа с мальчишками. Работают замечательные специалисты — Юрий Иванович Тетюхин, Иван Захватенков. Иван с детьми работает уже более 10 лет, и Максим сейчас тренируется у него.
— Когда приступите к исполнению обязанностей тренера?
— Официально подготовка у нас начнётся 1 июля.
— Чем собираетесь заниматься до этого времени?
— Отдохнуть. Сейчас я с интересом смотрю игры Мировой лиги, стараясь отметить для себя что-то новое, даже заметки делаю в блокноте.
партнеры