Обе команды после трёх сыгранных туров не потерпели ни одного поражения и занимают первые строчки в таблице Суперлиги. Не случайно в шахтёрском крае с нетерпением ждали приезда соседей, а баннеры зазывали кемеровчан на «сибирское дерби». Впрочем, местным жителям особых приглашений на волейбол не требуется: на все матчи местной команды уютная «Арена» заполняется полностью. Так наверняка будет и сегодня.
В канун принципиальной встречи обозреватель «Чемпионата» пообщался с главным тренером «Кузбасса» Денисом Матусевичем.
— Кемеровская команда пятый сезон выступает в Суперлиге. В трёх случаях из четырёх предыдущих вам приходилось выступать этакой палочкой-выручалочкой: принимать бразды правления под занавес сезона после отставки очередного главного тренера, когда команда находилась в самом низу турнирной таблицы, и каждый раз всё завершалось благополучно для «Кузбасса» — либо удавалось сохранить место в сильнейшей лиге, либо подниматься достаточно высоко, как в предыдущем сезоне, когда клуб пробился в «Финал шести» российского чемпионата.
— Всё именно так. Плюс один сезон из четырёх — 2012/13 — отработал полностью на должности главного.
— А какой из временных приходов оказался самым сложным?
— Все были непростыми, но очень интересными для меня. И всё-таки наиболее тяжёлым выдался самый первый сезон выступлений в Суперлиге. Мне как исполнительному директору клуба пришлось приложить немало усилий для становления нового коллектива и его выхода из низшего дивизиона в высший. Понятно, что команда комплектовалась позже всех, и это не могло не сказаться на результатах. А к этому времени Суперлига уже набрала такой ход, что нам, дебютантам, было непросто тягаться с остальными — составы у всех были ровными, иностранные легионеры с именами. Тогда в «Кузбассе» дебютировал Павел Мороз, пасовал долго не выступавший Дмитрий Багрей, из иностранцев пригласили Дэвида Ли и Бьорна Андрэ, прежде в России не игравшего. Понятно, что в ходе сезона были большие провалы, хотя случались и яркие матчи. Но так сложилось, что за несколько туров до конца регулярного чемпионата мне пришлось взять руководство командой на себя. Важно было подготовить игроков к решающим событиям не столько даже физически, сколько психологически. Мы в тот момент занимали предпоследнее 11-е место, ниже был только терпящий бедствие калининградский клуб, а впереди уфимская команда. И нам во что бы то ни стало требовалось опередить команду из столицы Башкортостана. В итоге удалось очень прилично выступить в обоих турах плей-аута, финишировать на равных с командой из Сургута и намного опередить уфимцев. Тем самым мы сохранили за собой место в Суперлиге. Ну а проще всего, как ни странно, получилось в предыдущем чемпионате, когда команду покинул француз Эрик Нгапет. К этому моменту я был уже опытным «пожарником», понимал, что надо делать, а что не надо, знал силу своей команды, понимал, почему не получалось у Эрика — сказался уход из команды его сына плюс языковой барьер. Ну и, конечно, разница менталитетов у иностранных специалистов и российских игроков, которую я давно отметил.
— Наверное, вам сам бог велел руководить командой, ведь вы же из местных, кемеровских.
— Всё верно. Но в 15 лет я переехал на Урал, тогда ещё в Свердловск, а вернулся домой уже на 37-м году жизни и город познавал заново. Конечно, здесь у меня оставались родные и друзья. Но я был первым из кемеровских волейболистов, кто попал в «высший свет». И верил, что у нас рано или поздно появится своя команда. Сегодня люди приходят на волейбол и получают удовольствие от игры, в области появилось много любительских команд. Короче, «Кузбасс» позволил поднять популярность нашей игры на её реальное место. И в этом огромная заслуга всех, кто имеет отношение к клубу. Прежде всего, разумеется, наших спонсоров и партнёров, всех работников клуба, которые трудятся с момента основания, и, разумеется, игроков, таких как Михаил Щербаков, выступающий за «Кузбасс» с первого сезона. Или Бьорн Андрэ, влившийся в клуб с выходом в Суперлигу.
— Из прошлогоднего состава клуб покинули пятеро. Новая селекция, судя по стартовым результатам, прошла успешно?
— Да, собственно, как и в этом году, так и в предыдущие сезоны с выходом клуба в Суперлигу селекционная работа была на мне. Разумеется, я занимался этим не один — вместе со спортивным директором, тренерским составом. При этом всегда помнил, что приглашённый тренер может покинуть команду до истечения срока его контракта, и весь груз ответственности за выступление ляжет на меня. Вообще у любой селекции есть две составляющие — финансовые возможности клуба и тренерские задумки. Исходя из них, полагаю, что на стартовавший сезон мы укомплектовались на хорошо.
— Пока самый большой успех «Кузбасса» — выступление в финале Кубка России в 2011 году?
— И это тоже. Но всё-таки попадание в «Финал шести» чемпионата-2014 я ставлю несколько выше. Всё-таки нам пришлось подниматься вверх с 13-го места. А в итоге мы играли за 5-е и имели несколько матчболов. Но, наверное, мы ещё не были готовы к тому, чтобы попасть в зону еврокубков. И всё равно сам факт оказаться в числе шести лучших клубов страны — огромное дело.
— Так получается в последние годы, что ваш основной конкурент за выход в решающий этап чемпионата страны — краснодарское «Динамо», которое вы едва ли не регулярно обыгрываете, причём на его площадке. Вот и в этом сезоне в регулярном первенстве уже взяли верх над краснодарцами, опять-таки на их площадке.
— Возможно, у динамовцев уже сформировался некий комплекс. Но в нашей жизни так всё быстро меняется, что вчерашние успехи не в счёт.
— Ещё до завершения прошлого сезона главным достижением «Кузбасса» было сохранение на следующий сезон стержневой, я бы даже сказал, во многом определяющей конструкции — Сергей Макаров + Маркус Нильссон?
— Полагаю, что резкие перемены для клубов-середняков, стремящихся подняться выше, могут быть чреваты. А я не такой умудрённый опытом стратег, чтобы производить кардинальные перестановки внутри состава. По проделанной работе видно, что мы двигаемся вперёд не быстро, но всё-таки поступательно. Отсюда и опора на таких волейболистов, как Макаров и Нильссон. Сергей — это настоящий лидер, находка для тренера, профессионал до мозга костей, и огромное ему спасибо, что он пренебрёг другими предложениями и остался в коллективе. Шведский игрок меня тоже всем устраивает — я нашёл с ним определённый диалог, и мы плодотворно сотрудничаем. Также считаю большим успехом, что к нам перешли Александр Крицкий и Инал Тавасиев. Теперь у нас хорошая линия игроков первого темпа. Не могу не отметить ещё раз Щербакова: при невысоком для блокирующих росте — всего 197 см — он из года в год попадает в число лучших игроков этого амплуа в стране. Просто парень обладает своеобразной игроцкой чуйкой. Также и Андрэ, который с нами уже пятый год. Посещали нас мысли найти кого-то другого на это место, но, сопоставив все за и против, мы всё-таки остановились на проверенном кадре. Верю также, что раскроется по-настоящему и Руслан Аскеров. Когда-то они вместе с Павлом Морозом выступали за МГТУ, надеюсь, он также станет заметен в нашем клубе, как заприметили и Мороза. Верим, что Аскеров нам поможет в этом году подняться выше.
— Чем отличается нынешний чемпионат от предыдущего?
— Поскольку в нашем клубе почти нет игроков сборных, и нам не выступать в еврокубках, и все игроки прошли через серьёзную работу в подготовительный период, то нам вроде грех жаловаться. Тем не менее сверхплотный календарь до Нового года — 9 матчей в октябре, 6 — в ноябре и плотный конец декабря после попадания нашей команды в «Финал шести» Кубка России не оставляет времени для нормального восстановления игроков, не говоря уже о тренировочной работе. Наш путь из Сибири в различные города европейской части и на Урал лежит через Москву, и, не имея чартера, нам приходится тратить много времени на перелёты-переезды, которые к тому же отнимают много сил. И когда матчи проходят через три дня на четвёртый, непросто сохранить игроков в надлежащем тонусе. Прекрасно понимая все сложности, связанные с календарем мировых и европейских соревнований, мы смиренно принимаем всё как данное. Обидно только, что такой плотный график выступлений часто приводит к травмам.