- В нашем тренерском штабе 4 человека, как у вас распределяются роли?
- У нас каждый тренер занимает свою нишу: мы с Туомасом больше в волейболе, прорабатываем технические и практические моменты, Клаудио и Дима больше занимаются именно физической подготовкой. Плюс, конечно, что Клаудио давно работает с Туомасом, они большое внимание уделяют психологии, восстановлению игроков и их физическому состоянию.
- Легко ли тебе было влиться в тренерский штаб «Кузбасса»?
- Влился я достаточно легко, но был сложный момент в том, что я приехал и нужно было готовить команду к первым играм Кубка Сибири и Дальнего Востока и Кубка России. Игроки меня не знали. Они все вместе были на сборах в Финляндии, затем Туомас и Клаудио работали со сборной Финляндии, а мы с Димой Моисеевым отправились вместе с командой в Кемерово, чтобы здесь пройти период становления перед стартом сезона. Когда мы доверились и поняли друг друга, стало намного проще работать.
- Во время матчей самый эмоциональный – Туомас. Между собой в тренерском штабе были моменты, когда приходится успокоить друг друга?
- Есть такие моменты, не без этого. Потому что мы сами как тренеры знаем: если мы будем свою нервозность переносить, и это будут видеть игроки – это будет плохо сказываться на них. Мы должны быть эмоциональными, но это тонкая черта и ее нужно четко чувствовать. Мы должны все просчитывать на шаг вперед. То, что было, уже сделано и этого не вернешь, и говорить игроку, что ты ошибся, ты не так что-то сделал не нужно, мы итак все знаем и сами игроки это знают. Конечно, к каждому нужен свой подход, каждый своим характером. В таких коллективах сложнее работать, чем в индивидуальных видах спорта. Там есть один человек, ты с ним работаешь, а здесь их много, и все они разные.
- Приходится решать спорные моменты?
- Это большая ответственность и задача главного тренера. Между собой все сложные моменты мы обсуждаем, чтобы никто из игроков, что называется, не выпадал, и затем уже главный тренер лично общается с тем или иным волейболистом. Повторюсь, психологическая атмосфера в команде играет огромную роль.
- Неоднократно игроки и тренеры отмечали, что в «Кузбассе» особая атмосфера. Неужели конфликтов нет совсем?
- Конечно, трения бывают, и это нормальный рабочий процесс. Не может быть всегда гладко, иногда случаются даже конфликты небольшие, и это вполне нормально. Что касается атмосферы, игроков в клуб выбирали амбициозных, чтобы они играли за команду. Потому что часто бывает так, что игрок поиграл в этом клубе, на следующий сезон перешел, и так далее. Но наша задача - чтобы каждый вносил вклад в жизнь клуба. Мы все вместе не только когда выиграли, но и вовремя проигрышей, да и по жизни. И у ребят есть желание добиться успеха именно в этом клубе.
- С кем работать сложнее: со «звездами» или с молодыми игроками?
- Я скажу так: сложно может быть со всеми. Может быть и суперзвезда нытиком, а может быть и человеком, который будет вести команду за собой. Тоже самое может быть с молодым игроком. Есть нюансы, у нас у всех есть хорошие и плохие качества.
- Что происходит в тренерском штабе, когда случаются выигрыши и проигрыши?
- Когда выигрываем, конечно, эмоции, позитив, все хорошо. Проиграли – мы думаем почему, по большому счету, жизнь продолжается. Значит, где-то недоработали, значит, где-то что-то не получилось, факторов может быть много. Не бывает побед без проигрышей. И если мы проиграли,значит, мы должны в два раза лучше готовиться и в два раза более ответственно отнестись к этой игре.