Дмитрий Ильиных: «Тетюхин – человечище! Он был и остаётся для меня эталоном»
Доигровщик «Кузбасса» олимпийский чемпион Дмитрий Ильиных в интервью «БИЗНЕС Online Спорт» рассказал о дружбе с обрусевшим Георгом Грозером и несостоявшемся переезде в Иран, вспомнил о победе над казанским «Зенитом» и выступлении в Катаре, а также признался, что собирается играть еще десяток лет.
«В МАТЧАХ С «ДИНАМО» НЕ СТОИТ ИСКАТЬ ПОДОПЛЁКИ»
– Дмитрий, вы пропустили два тура, но возвращение получилось очень ярким: 25 очков с «Динамо-ЛО» (3:2), 26 очков – с питерским «Зенитом» (3:1).
– К счастью, повреждение, полученное в первом матче чемпионата с «Уралом», оказалось не столь серьезным. И, конечно, спасибо нашему медперсоналу – провели правильные восстановительные процедуры и я смог быстро вернуться в игру. Рад, что смог помочь команде. Надеюсь, мы продолжим в том же духе.
– Что вы считаете главным аргументом «Кузбасса» в борьбе за медали?
– Думаю, что сплоченность коллектива. У нас крепкий и дружный состав, все игроки амбициозны и очень хотят побеждать. В раздевалке прекрасная атмосфера. Между игроками и тренерским штабом также хороший контакт.
– Как вам первые месяцы работы под руководством Туомаса Саммелвуо?
– Мне всё нравится. Он хорошо доносит информацию, четко объясняет, что хочет от нас видеть. Да и эмоционально он может как следует завести.
– Во втором туре вы пропустили матч против московского «Динамо». Расстроились?
– В первую очередь, расстроился, что не смог помочь «Кузбассу» в важном матче. То что соперником было «Динамо» – уже второстепенно. А шанс сыграть против бывшей команды представится уже совсем скоро – на полуфинальном этапе Кубка России в Кемерово. Но какой-то особой подоплёки искать не стоит. С «Динамо» я остался в хороших отношениях.
– Хотя Сергей Гранкин рассказывал о напряженной обстановке в коллективе.
– Всегда есть плюсы и минусы. Я предпочитаю вспоминать позитив. В целом это был неплохой сезон, я получил определенный опыт.
– В прошлом году у «Динамо» было четыре доигровщика уровня сборной России. Но, кажется, эта тактика себя не слишком оправдала – вы и Денис Бирюков играли немного.
– У каждого тренера свое видение волейбола и тактики на сезон. Может быть, под такой состав нужен был тренер с несколько иными взглядами. Юрий Маричев предпочитал наигрывать один состав.
«ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ»
– Сезон в сборной вы пропустили из-за травмы?
– Сначала была травма, а потом я просто не пригодился. Но парни молодцы, хорошую игру показали на чемпионате Европы. Я рад и за ребят, и за тренера, что он смог в первый же год реализовать себя.
– Началом нынешнего сезона вы явно дали сигнал Сергею Шляпникову.
– Это всего лишь первые игры – дальше видно будет. Конечно, хотелось бы вернуться в сборную…
– Вместе с кумом Дмитрием Мусэрским?
– Почему нет? Думаю, это вполне реально.
– Как вы считаете, когда вы показывали лучшую игру в своей карьере?
– Конечно, я надеюсь, что самые яркие сезоны еще впереди, но если объективно, то в 2013 - 2014 годах. Тогда многое получалось и на клубном уровне, и в сборной.
– Кстати, в 2013 году Юрий Бережко в одном из интервью сказал, что «не считает себя олимпийским чемпионом, потому что большую часть времени провел на скамейке запасных». Как вы отнеслись к этой фразе?
– Наверное, Юра немного слукавил. Да, на тот момент мы внесли чуть меньший вклад в победу, но всё равно много работали на тренировках и помогали команде в играх. Безусловно, хотелось бы большего. Юра просто ответил, как максималист.
– Два года назад вы были одним из тех, кто в составе «Газпром-Югры» смог обыграть казанский «Зенит» в чемпионате России. Напомните, как это делается?
– (Улыбается). Может быть, тогда они чуть-чуть не настроились, а мы хорошую игру показали. Наверное, просто все звёзды совпали и так получилось. Что ж, буду стараться обыграть «Зенит» в составе «Кузбасса». Казанцы хорошо выглядят, четко играют, но мяч круглый – будем пробовать.
«ВМЕСТО СУРГУТА МОГ ПОЕХАТЬ В ИРАН ИЛИ «МИЛАН»
– Не могу не спросить про неприятную историю, случившуюся с вами в Сургуте. Ваши первые мысли, когда очнулись?
– «Так, ну сегодня, я явно пропущу тренировку. Придется потом хорошенько поработать, чтобы оправдаться». Рядом был телефон. Включил фронтальную камеру, увидел синяки и понял, что не всё так просто.
– Почему вы не захотели, чтобы этот инцидент расследовали?
– Потому что понимал, что это ни к чему не приведет. Если бы мне даже кого-то показали, я бы никого не опознал, потому что не видел. Это были совершенно левые люди. До этого мы ни с кем не конфликтовали, ни к кому не цеплялись. Единственное, в чем мы были неправы, что нарушили спортивный режим. Если честно, у меня нет никакого желания дальше вспоминать эту историю. Безусловно, я получил жизненный урок, сделал выводы, пересмотрел взгляды на некоторые вещи. С «Газпром-Югрой» мы расстались без скандалов – передо мной сразу закрыли все финансовые обязательства и я стал свободным агентом.
– Вы ведь могли и не попасть в Сургут при определенных обстоятельствах?
– Да, там был целый калейдоскоп событий. Изначально я должен был провести сезон в Белгороде, но незадолго до начала сезона мне сказали искать команду. Можно сказать, что тогда был уже трансферный дедлайн. Впервые в карьере я обратился к помощи агента. Антон Бобров нашел два варианта за границей – в Иране и Италии. Контракт с иранцами я со своей стороны даже подписал, но они тянули время и в итоге всё сорвалось. В «Милане» контракт был значительно хуже, но в этот момент появился вариант с «Газпром-Югрой».
– После разрыва контракта в Сургуте и восстановления, вы поехали в катарский «Аль-Райан». Андрей Куцмус как-то рассказывал, что в Ливане тренировались раз в день, да и то через пень колоду.
– В Катаре в этом плане всё на более серьезном уровне. Были и одноразовые, и двухразовые тренировки. По сравнению с Россией, отдыха, конечно, было больше: не приходилось много ездить – практически все игры были в одном городе, в Дохе. После игр и тренировок отдыхал на крыше отеля, куда меня поселили. Там был бассейн и джакузи – тепло, хорошо. В России баня и массаж для меня тоже лучший отдых. В целом поездка в Катар стала для меня хорошей перезагрузкой.
– Как там относятся к легионерам?
– Не знаю, как в других командах, но в моей всё было отлично. Ко мне очень тепло отнеслись. Я общался со всеми, мне там очень понравилось. Катарский этап карьеры дал мне возможность не только заработать, но и вернуться в игру, бросить себе новый вызов.
– После этого еще звали?
– Звали. Были предложения подписать и краткосрочный контракт и приехать на целый сезон. Но российский чемпионат у меня, конечно, в приоритете. По уровню он намного выше.
«ГРОЗЕР – РУССКИЙ ДО МОЗГА КОСТЕЙ»
– Большую часть карьеры вы все-таки провели в «Белогорье». Многие, кто там играл, говорят, что у клуба есть особый дух.
– Соглашусь с этим. Там за многие годы сформировались свои традиции и правила, которые поддерживаются старожилами. Команда там, как семья. Мы сейчас и в «Кузбассе» стремимся создать такую атмосферу.
– Сергей Тетюхин – красавчик?
– Конечно! Он просто человечище! Он всегда был и остаётся для меня эталоном. Причем не только, как волейболист.
– Если «Белогорье», как семья, то Геннадий Шипулин, как второй отец?
– Да, я очень благодарен Геннадию Яковлевичу за то, что он дал мне дорогу в большой волейбол. Впрочем, как и многим другим. Я многим ему обязан.
– Разговор с Шипулиным, который врезался вам в память?
– Ой, много разговоров было. Даже сложно что-то выделить. С ним всегда можно посоветоваться.
– Лучшие легионеры, с которыми вы играли?
– Георг Грозер и Драган Травица. Близко с ними общался, да и сейчас продолжаем быть на связи. У Грозера вообще русский менталитет. Он очень дружелюбный, отзывчивый и позитивный. Жора – русский до мозга гостей.
– Стопку водки может опрокинуть?
– Это секретная информация! (Смеётся). Не без этого, конечно, но всё в пределах разумного и в отведенное для этого время – после сезона или после больших побед, когда можно нарушить режим.
– Тетюхин многих подсадил на гонки на квадроциклах. Вас тоже?
– Да, я тоже люблю погонять по грязи. В Белгороде сейчас еще одно увлечение появилось – страйкбол.
– Чем эта игра отличается от пейнтбола?
– Принцип тот же – бегать и «убивать» соперников. Но оружие там более реалистичное: есть снайперские винтовки и даже пулёметы. Теперь в Белгороде чередуют «войнушки» и гонки.
ФИДЕЛЬ И ЧЕРЧИЛЛЬ
– Вас в мире волейбола называют не иначе как Сочи. После Олимпиады-2014 родной город стал лучше?
– Да, сейчас это крупный, красивый и развитый мегаполис. Олимпиада положительно сказалась. Единственное, что расстраивает – много незадействованных объектов, которые пустуют.
– В детстве вы продавали на пляже чурчхелу и кукурузу?
– Нет, обошлось. Я с детства в спорте, поэтому на пляжах не болтался.
– Вы учились в той же школе, что и Евгений Кафельников и также занимались теннисом. Когда в последний раз брали в руки ракетку?
– Не поверите – как начал заниматься волейболом, наверное, выходил на корт всего один раз.
– Из-за опасности получить травму?
– Нет, просто как-то времени не было и возможности. Может быть, в будущем найду соперника и еще сыграю.
– При подготовке к сезону команды обычно тренируются и в бассейне. Вы – чемпион «Кузбасса» по плаванию? Все-таки у моря жили.
– Нет, я по-собачьи. (Смёется). Есть ребята, которые гораздо лучше.
– Видел у вас в инстаграме фото вашего домашнего питомца. Расскажите.
– Это Фидель. Мальтийская болонка, которую мы взяли с супругой Элиной.
– Почему Фидель?
– Просто понравилось это имя. До этого был Черчилль, но его не стало.
– Возите по выставкам?
– Первую собаку не выставляли, а сейчас решили попробовать.
– Кто-то на этом зарабатывает.
– Да, но для этого надо глубоко погружаться в тему, заниматься исключительно собакой. В нашем случае это, скорее, для души.
– Уже задумываетесь, каким бизнесом займетесь после завершения карьеры?
– Задумки есть. Надо накопить начальный капитал, чтобы через 10-12 лет, когда завершу карьеру, реализовать идеи.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
ДМИТРИЙ ИЛЬИНЫХ
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 31 января 1987 года
Место рождения: Сочи
Карьера: «Белогорье-2» (Белгород) – 2004 - 2008; «Металлоинвест» (Старый Оскол) – 2008/09; «Белогорье» – 2009 - 2015; «Газпром-Югра» (Сургут) – 2015/16; «Аль-Райан» (Катар) – 2015/16; «Динамо» (Москва) – 2016/17. С 2017 года в «Кузбассе» (Кемерово).
Достижения в клубах: победитель Лиги чемпионов (2014), победитель клубного чемпионата мира (2014), чемпион России (2013), обладатель Кубка (2012, 2013) и Суперкубка России (2013), серебряный (2010, 2015, 2017) и бронзовый (2011, 2014) призёр чемпионата России, обладатель Кубка залива (2016), серебряный призёр чемпионата Катара (2016).
Достижения в сборной: олимпийский чемпион (2012), чемпион Европы (2013), победитель Мировой лиги (2011), победитель Всемирной Универсиады (2009, 2013), серебряный призёр Всемирного Кубка чемпионов (2013), чемпион Европы среди молодёжи U-20 (2006), чемпион мира среди юниорских команд U-19 (2005).