- Расскажите несколько слов о своем детстве. Как попали в волейбол? Какие были успехи?
- Родился в городе Орша Витебской области. С 12 лет начал заниматься волейболом. Но тут, к сожалению, история насыщенной не получится. Больших успехов, как спортсмен, я не добился. Максимум, которого удалось достичь – это игра за молодёжную сборную Беларуси.
- Игроков с опытом выступления за сборные, пусть и молодёжные, обычно приглашают к себе профессиональные клубы.
- Да, я пробовал свои силы в профессиональной команде в Витебске. Тогда она называлась «Кировец». Нередко попадал коллектив в призёры чемпионата Беларуси. В дальнейшем команда называлась «Спутник», «Марко». Но моя карьера не задалась по ряду причин, в том числе и по финансовым.
- Но как же тогда вы пошли по тренерскому пути?
- Дело в том, что я всегда мечтал стать тренером. Окончил институт физической культуры и спорта, после чего пошёл работать тренером в спортивную школу городу Витебска. Моими первыми воспитанниками были ребята 1976-1977 годов рождения.
- Успехи в работе с юношами пришли сразу?
- Нет. Первое первенство республики Беларусь по юношам я проиграл, причем как среди игроков 1976 г.р., так и среди 1977 г.р. Но в дальнейшем этот турнир я уже не проигрывал. С 1990 года по 1993 я работал с этими же возрастами в училище Олимпийского резерва в Витебске. Был главным тренером. В 1991 году мне удалось по своему возрасту выиграть первенство СССР. А более поздним возрастом, тренируя сборную республики Беларусь, мы попали в финальный этап чемпионата СССР, но там заняли только 5-ое место.
- Получается, что вы тренировать начали в достаточно молодом возрасте?
- Да, карьера тренера началась в 1984 году, то есть мне тогда был 21 год. По распределению после окончания института я попал к себе домой, в город Орша, но спустя год работы мне пришлось прерваться, так как меня призвали в армию. И уже после службы я перебрался в Витебск.
- Но у молодого тренера наверняка должны были возникнуть определенные трудности. Ведь для подготовки детей нужно самому обладать обширной базой знаний по технической, тактической и общефизической подготовке. Как решали эту проблему? Кто делился с вами опытом?
- Вы знаете, во время Советского Союза люди были более открытыми. У многих тренеров нашей республики воспитанники играли в Высшей лиге чемпионата СССР. В нашей области было целых 12 спортивных школ с отделениями волейбола. И в некоторых из них работало по 2-3 тренера. И это не говоря о тех, кто работал с девушками. На первенствах области нас нередко селили по парам. И я так надоедал своим более опытным коллегам своими расспросами, что через некоторое время они стали избегать заселения со мной (улыбается). Ведь я мог не давать им спать до двух ночи, интересовался, впитывал.
Кроме того, в Минске у меня был неплохой учитель – Фурманов Александр Григорьевич – автор многих волейбольных книг. И нельзя не отметить, что ещё будучи молодым игроком я на соревнованиях и тренировках уже тогда впитывал знания, которые потом помогли в тренерской работе. Для этого достаточно быть фанатом своего дела и уметь замечать нужные вещи.
- Вы упоминали про работу тренером в молодёжной сборной Беларуси. Расскажите о попадании туда.
- Обычно различные международные чемпионаты игрались спортсменами нечётных годов рождения. Но арабские шейхи придумали такое соревнование, как чемпионат Мира среди кадетов. И мне отдали сборную 1976 г.р.. Та сборная под моим руководством смогла пробиться в финальную часть соревнований, но в финале мы выступили неудачно, заняв 9 место. Результат, может, и не самый впечатляющий, но в истории независимой Беларуси это было первое попадание в финальную стадию крупного международного турнира по молодёжи.
- Я так понимаю, далее у вас состоялся переход уже в профессиональный клубный волейбол?
- Да, так и есть. Из той сборной кадетов в упоминаемый мной ранее «Спутник» из Витебска были приглашены 7 человек. Я пошёл работать туда на должности второго тренера команды. Но уже через год я покинул место работы по личным мотивам. И в этот момент у меня получился первый интересный проект: я создал свою команду, свой клуб, нашёл спонсора, набрал игроков. Назвались мы «Локомотивом» и заявились в первую лигу чемпионата Беларуси. Уже на второй год существования клуба мы шли лидерами в первой лиге, что позволяло нам по итогам сезона пойти на повышение в классе и попасть напрямую в Высшую лигу чемпионата Беларуси. Но в середине сезона стало известно, что местный футбольный клуб будет финансировать тот же «железнодорожный источник», и, к сожалению, мне пришлось закрыть команду.
- Обидно. Получается, что вы остались без работы?
- Нет. У меня подвернулся вариант работы в Хорватии, в команде «Младость». Занимался я там с группами детей, которые были в системе клуба, и которых в процессе подготовки нужно было довести до уровня молодёжной команды «Младости». Но к концу 1998 года у этого клуба начались финансовые проблемы, и мне вновь пришлось подыскивать себе новое место работы.
Тогда судьба забросила меня на женский волейбол. Это был сезон 1998/1999 года. Я стал главным тренером дублирующего состава волейбольного клуба «Осмос-Днепр» (Могилёв). С января 1999 года спонсор клуба начал испытывать определенные трудности. И клуб тоже пришлось закрыть.
- А когда настал период стабильности?
- Вот как раз с 1999 года и по 2009 я уже работал главным тренером команды «Шахтёр» из города Солигорск. Она тогда называлась по-другому: «Шахтоспецстрой». Мы прошли полноценный путь из низов Первой лиги до претендента на медали чемпионата Беларуси и участника российской Суперлиги. В 2003 году мы успешно подписали игроков, которые составляли костяк молодёжной сборной Беларуси. По итогам сезонов 2003/2004 и 2004/2005 годов мы стали бронзовыми призёрами Высшей лиги, а в 2006 году завоевали серебряные медали первенства Беларуси. Пробовали участвовать в еврокубках.
- Всё было настолько благополучно?
- Нет. Были определённые трудные моменты, в том числе и финансового характера. Приходилось их решать, так как я в те годы исполнял роль ещё и директора клуба. Но можно отметить и плюс – у нас был свой зал, который был полностью в нашем распоряжении. Мы могли назначать любое время для тренировочных занятий. Однако, в 2009 году из-за кризиса сложилась такая ситуация, что нам временно клуб пришлось закрыть. И вот тогда уже с поиском работы пришлось тяжелее. Куда я только не обращался. Непросто было попасть в Россию, так как тут всегда хватало своих хороших кадров.
- И как вы вышли из этой сложившейся ситуации?
- У меня есть воспитанник, который сейчас работает в женском казанском «Динамо». До этого он работал в женской сборной Казахстана. И у меня туда работать пригласили жену, которая с 2005 года является первым статистиком Беларуси. Контракт был заключен на международный сезон. Он был очень насыщенным. Турниры начинались в конце мая, а заканчивались уже концом ноября-началом декабря. А до начала официальных игр я помогал этой сборной в качестве спарринг-партнёра.
- То есть?
- В тренировках женщин нередко любят использовать мужскую силу, потому что женщины по мячу не бьют так сильно. И если девушка поработает в паре с мужчиной, будет выполнять упражнения для защиты с тумбы, с которой в неё будет атаковать мужчина, то это даст другой результат. Поэтому сейчас в женских клубах не редкость, когда на тренировках трудятся 4-5 спарринг-партнёра.
- Но едва ли это было пределом ваших мечтаний?
- Конечно. Тем более, что немного времени спустя мой шеф, с которым мы и создавали «Шахтёр», вернулся в Белоруссию. Председатель федерации волейбола Беларуси стал губернатором Минской области, и его первым пожеланием было возрождение волейбольной команды в Солигорске. Экономическая ситуация стабилизировалась. С 2010 года мы возродили команду, супруга доработала свой контракт и тоже присоединилась к нам. В сезоне 2010/2011 года мы заняли 6-ое место из 8 команд. Выступление, конечно, неудачное. Но мы комплектовались по остаточному принципу, поздно начали формировать коллектив. Но уже в следующем чемпионате мы стали 4-ми. Совсем немного не хватило нам до бронзовых медалей, уступили в решающей серии до трёх побед в пятом матче в пятой партии.
- Затем у вас получили опыт выступления в российской Суперлиге.
- Да, нам поступило предложение принять участие в проекте открытого чемпионата российской Суперлиги. Тогда я был переведён работать генеральным менеджером, а команду в сезоне 2012/2013 года возглавил Виктор Сидельников. Мы хотели сделать базовую команду Беларуси, но нам не удалось договориться с Минском. Поэтому уклон сделали на иностранных спортсменов. Сезон получился неважным, а уже в 2013/2014 году я снова был главным тренером «Шахтёра». Перед нами стояла задача попасть в 1/4 финала своего еврокубка. Но мы не смогли пройти «Строитель» из Минска. И после этого я был освобождён от занимаемой должности.
- Теперь вы работаете главным тренером молодёжной команды «Кузбасса». Наконец, удалось попасть в Россию.
- Да. Когда мы вели переговоры, то очень важным для меня были не только финансовые условия, но ещё и «материал», с которым буду работать, а также условия для тренировок. Потому что если эти факторы не будут на высоком уровне, то достичь хорошего результата будет практически нереально.
- Как прошёл переезд в Кемерово? Успели сформировать отношение к коллективу, к подопечным?
- Все впечатления только самые радужные и позитивные. Единственным моментом при переезде стала акклиматизация. У меня на 4 часа сменился привычный часовой пояс. Я долго к этому привыкал. Были и бессонные ночи.
- Работа не в родном зале доставляет неудобства?
- Это немного подкосило нас. В родном зале было бы несколько лучше. Нам очень важно было заложить базу на весь сезон. Для меня эта задача вообще непростая, ведь я не тренер по ОФП. Но в силу своих возможностей мне удалось что-то сделать в этом направлении, и игроками я очень доволен, они выполнили необходимые объемы работы. Уже со следующей недели мы уменьшаем количество физической нагрузки и делаем акцент в сторону работы с мячами.
- В каком направлении будет вестись ваша работа?
- Прежде всего, нам нужно повысить техническую подготовку ребят. Руководство клуба попросило поработать в этом направлении. Здесь, конечно, опять всплывает «минус» работы в чужом зале – у нас практически нет времени на индивидуальную работу. Но с возвращением в «Арену» этот вопрос решится.
- Как вас приняли ваши подопечные?
- Как и в любом коллективе были определенные трения, адаптация друг к другу. Но всё прошло, игроки привыкли к моим требованиям, и сейчас все задания выполняют хорошо. Коллектив у нас собрался боеспособный. Есть определенный «крен» в сторону доигровщиков, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы в некоторых играх они помогали партнёрам, выступая на других позициях. Универсализм в таком возрасте только приветствуется.
- А как вы предпочитаете выстраивать ваши взаимоотношения с командой в тренировочном процессе? Кнут или пряник?
- Наверное, я для них тренер-наставник с определенными диктаторскими замашками. В начале нашего знакомства приходилось часто останавливать игроков, требовать от них выполнения задания в жесткой форме. Это делается для того, чтобы научить молодых волейболистов отделать главное от второстепенного.
- Совсем скоро у вас пройдёт тренерский дебют в «Кузбассе-2». Нашей команде предстоит сыграть в Кубке Сибири и Дальнего Востока среди молодёжных команд. Состав участников весьма солиден. Какие вы задачи преследуете на этом турнире?
- Глобальную цель мне ставить тяжело, ведь я полностью не владею информацией о Молодёжной лиге, только знакомлюсь с ней. Но локальные задачи у нас всегда только максимальные – стремиться побеждать. У нас есть определенные кадровые проблемы. Но сейчас для нас самое главное, чтобы они нашли «чувство локтя» друг друга и никого не боялись. В общем, стали настоящей командой.
- Спасибо большое вам за знакомство. Удачи на ближайшем турнире и вообще в работе с нашей командой «Кузбасс-2»!