– Хотел бы принести болельщикам извинения, – начал Станиславов. – Понятно, что от сборной России всегда ждут только золота... При этом я убежден: если бы волею календаря нам не выпало играть два матча подряд с бразильцами – все могло сложиться иначе. Не сочтите за оправдание, но после этих двух поражений ребята психологически подсели. Появилась неуверенность. Поэтому поединок с Польшей команда провела явно ниже своих возможностей…
– Нельзя менять правила по ходу турнира, – добавил Воронков. – Да, организаторы могут в интересах телевидения и своих болельщиков изначально изобрести любой регламент. Но если правила установлены – они должны выполняться. Не хочу сейчас рассуждать о том, как непонятная жеребьевка третьего этапа и переезд в Лодзь повлияли на нашу команду. Но подобные вещи бесследно не проходят. На таком турнире, как чемпионат мира, мелочей не бывает.
– Долгое время наша сборная лидировала на ЧМ по числу эйсов. Но в Лодзи подача не полетела категорически.
– Хорошая силовая подача возможна при стечении целого ряда факторов. Это качественное физическое и психологическое состояние игрока, а также его техническая оснащенность. Ментальное состояние ребят в Лодзи было разбалансированным. Отсюда – участившиеся ошибки. Число которых увеличивалось еще и потому, что в матчах с Польшей и Бразилией мы постоянно уступали в счете.
– Какие-то собственные ошибки по ходу матчей с бразильцами и поляками сейчас сможете назвать? Может, стоило почаще "передергивать" Сергея Гранкина? Или пробовать еще какие-нибудь варианты с заменами?
– Не хочется обсуждать действия отдельных игроков. В адрес Гранкина было много критики и до чемпионата. Одна статья была настоящей подлостью, по-другому даже сказать не могу... Надо понимать: Сергей, за плечами которого золотые медали Олимпиады, чемпионата Европы и Мировой лиги, вкалывал за честь страны не покладая рук с мая по октябрь. И все это – после тяжелейшего клубного сезона. Конечно, у него были ошибки – как и у других. Возможно, одна из причин – что он на уровне подсознания не хотел лишний раз загружать травмированного Николая Павлова. В игре больших команд все заточено под лидеров.
Скажем, определенную долю очков у нас набирает Дмитрий Мусэрский, сколько-то должен набирать Павлов, своя норма есть у доигровщиков... И когда в этом распределении возникает дисбаланс – связующему на ходу перестроиться очень сложно. Стоит паре ребят в атаке недобрать свои проценты – и вместо 3:0 в нашу пользу мы получаем поражение. Но вообще рассуждать задним умом бессмысленно. Конечно, пересмотрев много раз эти матчи, тренерский штаб проанализирует все недочеты. И мы сформулируем их в докладе по итогам турнира.
Ну а замены... Глубины состава нам действительно не хватило. Уверен – будь у нас здесь возможность хоть для какого-то маневра после травм Павлова и Мороза, все сложилось бы иначе. Впрочем, искать оправдания не хочу. Задача тренера – побеждать с тем набором игроков, который имеется в его распоряжении.
– Что чувствовали в моменты, когда подопечные, возможно, не совсем правильно выполняли вашу установку?
– Это очень сложный момент для тренера. Вроде все объяснено, подробно разложено по полочкам... Но опять же: не собираюсь предъявлять никому претензии. Думаю, ошибки – следствие не отсутствия, а перебора мотивации. Эмоции порой перехлестывали. Кому-то в ключевых эпизодах не хватало холодной головы.
– Я, честно говоря, поражаюсь терпению Андрея Геннадьевича в таких ситуациях, – опять вступил в разговор Станиславов. – Накануне матча с Польшей он разбирал игру соперников до трех ночи. Со своими помощниками проделал колоссальный объем работы. По каждому из поляков были составлены подробные распечатки – кто, куда и в какой ситуации обычно атакует. А в итоге Влажлы забивает нам 23 очка в атаке...
Да, я знаю, что сейчас многие так называемые эксперты попытаются принизить все то, что сделал Воронков для нашего волейбола. Мне кажется, это неправильно. К сожалению, в России быстро забывают все хорошее, а плохое помнят очень долго. Поговорить, написать что-нибудь мерзкое в интернете готовы многие. А вот людей, готовых тренировать, вкалывая 24 часа в сутки, месяцами не видя семей, – гораздо меньше. И к их работе надо относиться с уважением.
– Фактор гостевых трибун в матче с поляками оказался ключевым? – вопрос Воронкову.
– Он, конечно, сыграл свою роль. Но какого-то сильного негатива в наш адрес я не почувствовал. Да, болельщики свистели во время наших подач и очень здорово поддерживали своих. Но то же самое происходит в Белгороде, Казани, Новосибирске. Мне доводилось играть и руководить командой в гораздо более "горячих" залах, чем в Лодзи. Где трибуны расположены ближе к площадке и в любую секунду можно получить по голове увесистой монетой, а то и бутылкой с водой. А здесь не было ни агрессии, ни оскорблений, ни провокационных баннеров и транспарантов.
– Позволю себе не согласиться с Андреем Геннадьевичем, – заметил Станиславов. – Я в волейболе с 2001 года, и тоже повидал многое. Но ни разу не сталкивался с ситуацией, когда трибуны свистели во время гимна страны гостей. Это просто возмутительно!
– О чем говорилось команде в большом перерыве матча против Польши, когда при счете 0:2 игра потеряла для нас турнирный смысл?
– Попытался донести до ребят, что чемпионат еще не закончен, – признался Воронков. – Победа над поляками в любом случае стала бы маленькой отдушиной. И до тай-брейка мы дело все-таки довели, чему я был рад. Теперь важно обыграть Иран в матче за пятое место. Только с таким подходом можно сохранить психологию победителей, которая еще пригодится команде на турнирах 2015 года.
– В 2015-м сборную России ждут чемпионат Европы, Мировая лига и, возможно, Кубок мира. Как минимизировать в таком жестоком графике число травм?
– У нашего медицинского штаба очень хороший контакт с врачами всех клубов. Вниманием никто из сборников не обделен. Надо дождаться окончания сезона – и по факту понять, на кого мы сможем рассчитывать, а на кого – нет.
– Потенциал для усиления вроде бы большой. Алексей Вербов и Евгений Сивожелез могут улучшить прием, Максим Михайлов добавить мощи нападению... Плюс не исключено ведь и возвращение в команду Александра Бутько. Правда, из-за лимита на натурализованных волейболистов в этом случае придется отказаться от услуг Павлова, которому за этот ЧМ претензии вроде бы не предъявишь, учитывая, что концовку он отыграл с травмой…
– Травмирован был не только Павлов. Болело колено у Спиридонова, хватало болячек и у других… Просто мы эти проблемы не афишировали. Да и сейчас говорить о них не нужно – иначе это опять же будет звучать как оправдание. Скажу так: шанс попасть в национальную команду есть у всех. Для этого надо в конце мая приехать на сборы и выиграть конкуренцию. Рецепт очень простой – и одновременно очень сложный, учитывая, каким количеством классных мастеров располагает Россия.
– У нас есть такое правило: в течение первых суток первого сбора в Новогорске игрок, если чувствует, что физически или психологически не готов вкалывать все лето, имеет право взять самоотвод, – продолжил мысль Станиславов. – Так вот, на моей практике отказов не было ни разу. И уверен, не будет и в дальнейшем. Да, ребята сейчас не справились с задачей. Тем не менее я все равно благодарен и им, и всему тренерскому штабу за ту колоссальную работу, которая была проделана. В дальнейшем этот труд все равно принесет плоды.
НЕУДАЧА РОССИЯН ИСТОРИЧЕСКИ ЗАКОНОМЕРНА
Чемпионаты мира стали проводиться раньше, чем мужской волейбол был включен в программу Олимпийских игр. Нынешний турнир – лишь 13-й по счету (из 18), среди участников которого присутствовал олимпийский чемпион (в данном случае – сборная России). Так вот, до сих пор действующим триумфаторам Игр лишь трижды удавалось подтвердить звание сильнейшего на следующем после Олимпиады мировом первенстве. В 1982-м это сделали советские волейболисты, в 1986-м – американцы, а в 2006-м – бразильцы. В остальных девяти случаях "олимпионики" не добирались на ЧМ даже до финала, семь раз финишировав за чертой призеров. Худший результат – в 1990 году – показала сборная США, которая после золота Сеула-1988 заняла на мировом первенстве в Бразилии 13-е место. Поэтому с точки зрения статистики ничего сенсационного в непопадании россиян в полуфинал ЧМ-2014 нет. Их итоговое 5-е или 6-е место (в зависимости от исхода сегодняшнего матча против Ирана) исторически вполне закономерно.