"У нас не было принято говорить с игроками. Саммелвуо – полная противоположность". Вербов – об успехе сборной России
Алексей Вербов в роли либеро многие годы защищал цвета сборной России, завоевал две бронзы Афин и Пекина, стал чемпионом Европы и победителем Мировой лиги. Весной 2019 года ветеран казанского "Зенита" перешел на пост в тренерском штабе клуба, а на прошедших выходных взял в качестве главного тренера студенческой сборной бронзу Универсиады в Неаполе."СЭ" расспросил у новоиспеченного тренера, возможно ли еще его появление на площадке в роли игрока, как можно использовать настольные игры и "мафию" в работе, и как сложится для сборной скорый олимпийский отбор в Санкт-Петербурге.
– Смотрели ли победный финал Лиги наций?
– После Универсиады я переезжал в Испанию, и в прямом эфире трансляцию не нашел, VPN подвел. Но сейчас в записи буду смотреть. Ребята – молодцы однозначно.
– Вы хорошо знаете Туомаса Саммелвуо, главного тренера сборной России. Нравится его стиль работы?
– Последние годы его работы показательны. Он добился максимума с Кемерово, выиграл первый турнир со сборной. Даже смешно, что я ему оценку какую-то даю. Он абсолютно компетентен. Для меня даже важно другое, как играет команда, какие в ней взаимоотношения, готовы ли биться друг за друга. А здесь у него все в порядке. Его основная философия – объединять. Чтобы приходили на тренировки не как на каторгу или войну, а за счастьем. Я эту идеологию поддерживаю. Нужно не заставлять игроков приезжать в сборную и тренировать насильно, а убеждать, чтобы они сами этого хотели. Так будет гораздо легче на соревнованиях.
– Как он этого добивается?
– Очень важно разговаривать с игроками. У нас в советское время это было не очень принято. Из страны никто особо не выезжал, работали по своим методикам. Но теперь молодежь другая, она видят, как живут люди в других концах земного шара. Пришло новое поколение. Они знают, что такое хорошая жизнь. Сейчас нельзя работать, как было раньше.
Саммелвуо – полная противоположность, он общается, знает про каждого все, от семьи до того, как он спал сегодня. Он молодой, ему легче найти подход. Игроки идут ему навстречу, а не… фырчат там, не знаю. У него нет отношения "начальник – подчиненный", он на одной волне со спортсменами. Вот и весь секрет. И у всех игроков улыбка на лице, неважно, тяжелый или легкий момент матча. Полмира перелетели, чтобы в Австралию попасть, а они радуются!
В команде могут возникнуть проблемы из-за обилия звезд
– Победа в Лиге наций – это хорошо, но скоро олимпийский отбор. Дадите прогноз на противостояние с Ираном, Кубой и Мексикой? Будет легко или возникнут сложности?
– Возникнут в первую очередь из-за того, что мы безоговорочные фавориты и играем дома, в Петербурге. Это не позволяет играть так раскрепощенно. Задачей штаба и игроков будет снять это давление. Оно на самом деле существует, поверьте. На чемпионат мира в прошлом году ехали главными фаворитами по всем букмекерским котировкам, а в итоге выглядело все по-другому.
Нельзя недооценивать команду Ирана, они играют одним составом много лет, прошли им же всю Лигу наций. Это крепкий орешек, с которым придется помучаться. Ну и кубинцев нельзя забывать, если у этих физически одаренных ребят будет хороший день, могут доставить неприятности. Тем более что насколько я знаю, их прежние лидеры Симон, Санчес, Йерресуэло вернулись на Кубу и хотят попасть на Олимпиаду. Мексику, наверное, в расчет брать не будем.
Наконец, Туомасу будет сложно сделать выбор по составу, добавится несколько суперигроков. А много звезд – это не всегда легко. В диагонали у нас Полетаев– Михайлов, два больших имени на одну позицию. Вернутся центральные блокирующие Вольвич и Мусэрский, которых не надо представлять. Но Яковлев и Куркаев что творили в Лиге наций! Плюс Кобзарь был прекрасным связующим. Есть и другие конкуренты на данных позициях, Саммелвуо будет непросто.
– Это может создать напряженность в сборной?
– Множество звезд – это не плохо, но этим надо уметь управлять. Это возможность быстро изменить картинку игры, не теряя силы команды. Но в плане климата в команде могут возникнуть проблемы – кто-то поехал, кто-то нет, кто-то играет, кто-то сидит. Но как раз зная Туомаса, все должно быть хорошо, и это нас только усилит по сравнению с прошедшей Лигой наций.
– Ваш агент не так давно сказал, что единственное, что вас может заинтересовать как игрока – поездка на Олимпиаду в Токио. Сценарий вашего возвращения в сборную реален?
– Играть или нет – вопрос так не стоит. Единственное, что еще осталось от Вербова-игрока – это желание сыграть на Олимпийских играх в Токио. Как и любой спортсмен, я хочу выиграть олимпийское золото, мне это за долгую карьеру не удалось.
Может быть, еще год я и поиграл бы, но от предложения "Зенита" отказаться было невозможно, такие предложения не поступают каждый день. Сейчас у меня контракт тренера, это мое будущее. Просто жизнь и спортивная карьера – штуки такие, что ты постоянно на чемоданах. Не получилось где-то на тренерском поприще – и сидишь ждешь в очереди новых предложений. Если так будет развиваться ситуация, теоретически посещает мысль: "А не попробовать ли еще сезончик?" Но нужно учитывать, что вернуться после паузы на 38-м году непросто. Прошлый сезон, неплохой, дал мне внутреннюю надежду, что я еще что-то могу. Но сейчас у меня есть конкретная цель – в августе в Казани будем заниматься клубом с Владимиром Романовичем Алекно.
На Универсиаде кайфовал как тренер
– Как вам Универсиада? Вы были главным тренером, в новом качестве. Есть что рассказать наверняка.
– И много чего. Результат не совсем для России привычный, конечно, мы всегда нацелены на золото или минимум финал. Но моя основная цель была сделать ребят лучше как личностей и сделать команду. Как мне кажется, получилось. Мы не опускали руки даже в самых сложных эпизодах, ребята кайфовали, и мы, тренеры, тоже. Часто когда не играет скамейка запасных, в звездных командах начинают искать оправдания, объяснения, возникают вопросы. У нас такого не было. Один за всех и все за одного. Я даже сказал ребятам после турнира такую фразу: "Если тренерская работа всегда была бы такая, как последние недели, на нее каждый второй бы бежал". Выигранные очки команда встречала танцами, мне многие по этому поводу писали в сообщениях. Атмосфера была прекрасная.
– Есть у вас для этого какие-то особые тренерские техники?
– Сейчас молодое поколение постоянно сидит в телефонах, из номеров не выходит. Это бич XX Iвека. Я привез с собой настольные игры, "Мафию", "Экивоки", Codenames, "Бум". Так, на всякий случай в чемодан бросил, вдруг поиграем. Ребята каждый вечер звонили, просили.
– В "Мафию" игроков обыгрывали?
– Я ведущим был, как раз следил за всеми. Вообще игры – это удобно. Сразу видишь, кто как переваривает информацию, у кого как с интеллектуальными возможностями, кто сколько книжек прочитал. Если не очень много – то, может, и не стоит давать этому игроку несколько задач одновременно, у него компьютер медленнее работает. Или человек – молчун, но прекрасно показывает слова рисунками. Значит, ему лучше на тактической доске все объяснять.
– Вы сами как свой результат оцените?
– Для меня это сумасшедший опыт, куча эмоций, удовольствия, новых мыслей. Я сделал на 100 процентов что мог, выложился. Результат пусть оценивают контролирующие органы, болельщики. Ведь мы все делаем для зрителя. Или у игроков можно спросить. Результат внутри команды был на пятерку. Спортивный результат, на который мы нацеливались, достигнут не был. Я всегда отвечал сам, когда был игроком: "Все плохо". Потому что всегда есть к чему стремиться.