В «Белогорье» снова играет Тетюхин. Он болеет за «Ак Барс» и изучает языки
Павел унаследовал от знаменитого отца талант и 8-й номер.
«Самое главное в нём – у него есть сердце, желание играть и нет страха, хотя в этом сезоне он впервые выступает в суперлиге. Может быть, он не такой высокий, но технически сильный, поэтому он в команде. Вот увидите, он себя ещё проявит. У Павла действительно большой талант, он – будущее российского волейбола», – сказал после одного из матчей нынешнего сезона главный тренер «Белогорья» Слободан Ковач.
Сербский специалист поддерживает Павла Тетюхина не только словами, но и действиями: в этом сезоне 18-летний доигровщик регулярно выходит на площадку – как минимум для усиления подачи. «БИЗНЕС Online» связался с перспективным игроком и узнал, тяжело ли ему быть сыном самого титулованного в истории российского волейболиста.
«Мне повезло – я беру с папы пример и как с человека, и как со спортсмена, – признаётся Павел. – В обоих случаях он для меня положительный герой. Понимаю, что со временем какие-то сравнения неизбежны, но пока я этого не чувствую».
Павел дебютировал в суперлиге в 16-летнем возрасте, сыграв в официальном матче вместе с отцом – идея президента «Белогорья» Геннадия Шипулина придала дополнительный интерес к матчу с казанским «Зенитом», который не имел серьёзного турнирного значения. Символично, что свой первый мяч в суперлиге Павел забил как раз после спасения в защите своего отца.
«Очень переживал! А как не переживать? Вчера играл по детям, а тут вышел против лучшей команды мира на пятитысячной арене. Были и волнение, и мандраж, но папа и опытные игроки рядом помогли мне. Это бы отличный опыт», – вспоминает Павел.
«Я ДОЛЖЕН ЕЩЕ НЕМНОГО ПОДРАСТИ»
Сейчас он играет в «Белогорье» под 8-м номером, под которым во всем волейбольном мире известен Тетюхин-старший. В матчах Кубка России этот номер носил Илья Сподобец, но когда в клубе составляли заявку на чемпионат страны, решили, что 8-й номер должен быть на майке с фамилией Тетюхин. Павел признаётся, что для него этот момент не принципиален, но играть под «восьмеркой» – большая честь.
Когда Сергей Тетюхин тащил сборную России к победе в финале Олимпиады-2012, Павлу было 11 лет и он называет этот день одним из самых запоминающихся в жизни.
«Мы с командой белгородской спортшколы были на сборах в Анапе. В двухместную комнату с телевизором набились человек двадцать! Переживали, болели, орали. Это был очень мощный эмоциональный момент – никогда не забуду. Хоть и был еще маленьким, понимал, насколько это важная победа для папы, он очень долго к ней шел», – вспоминает Павел.
Сергей Тетюхин вошел в историю волейбола как один из самых техничных игроков. При росте в 197 см он на финише карьеры уже не так высоко прыгал, но всё равно вытворял невероятные вещи. Павел почти догнал отца по росту – 196 см.
«Мне кажется, я должен еще немного подрасти. Это важно, учитывая что российский волейбол в основном полагается на физику. Посмотрите на сборную России – ниже двух метров никого нет. Сейчас много работаю над прыжком и своими физическими данными».
Несмотря на юный возраст, ему уже пришлось перенести операцию – почти неизбежную для профессионального волейболиста процедуру. Возникли проблемы с коленом, из-за которых он пропустил решающие игры сезона 2017/18 в молодежной лиге и первенство Европы. Молодежная сборная России потеряла одного из своих лидеров – в 2017 году на чемпионате мира U-19, где команда завоевала «серебро», Тетюхин попал в символическую сборную турнира.
«После травмы поначалу было очень тяжело психологически, потому что лишился возможности заниматься самым любимым делом. К тому же было обидно пропускать турниры. Но это тоже испытание для спортсмена. Рад, что я смог с ним справиться и вернуться даже чуть раньше срока», – отмечает Павел.
Именно из-за травмы перед началом нынешнего клубного сезона было непонятно – будет молодой доигровщик выступать в основной команде или в молодежной, но он убедил тренерский штаб, что уже сейчас способен помогать основе. У него уже есть парочка эйсов, а процент позитивного приёма выше всех в команде. Павел признался, что похвалу Ковача даже не видел, но она означает лишь одно – он движется в правильном направлении и не собирается останавливаться. Тренер со своей стороны охотно делится богатым опытом, да и дома всегда есть кому дать полезный совет – рано иди поздно разговоры за семейным ужином всё равно сводятся к волейболу.
Напомним, что Павел – средний сын в семье Тетюхиных. Его старший брат Иван (21 год) занимается пляжным волейболом, а младший – Саша (8 лет) – делает первые шаги в «классике».
«С ДЕТСТВА ЗА «АК БАРС» И «ПОРТЛЕНД»
Сергей Тетюхин в одном из интервью рассказывал, что его сын с детства не признавал мультики – смотрел только спортивные каналы. А считать научился благодаря тому, что смотрел баскетбол. «Он в полтора года делал ведение, не глядя на мяч, а еще хотел стать большим и чёрным. Паше казалось, что если ты черный, то хороший баскетболист», – с улыбкой вспоминал Тетюхин-старший.
«У нас дома был видеомагнитофон и папа мне из Америки привёз кассеты с нарезками игры Майкла Джордана. Оттуда и пошла любовь к баскетболу и НБА. Кстати, свой путь в спорте я начал как раз с баскетбола – в Казани тогда еще не было сильной волейбольной школы», – рассказывает Павел.
В Белгороде, напротив, не было альтернативы волейболу и Павел после возвращения семьи домой начал заниматься волейболом в группе у дедушки – известного детского тренера Юрия Тетюхина. Тем не менее, интерес к баскетболу он сохранил. Его любимый клуб не «Чикаго», не «Голден Стэйт» и даже не «Кливленд» или «Бостон». «Портленд» – пожалуй, самый неочевидный выбор из всех возможных.
«Наверное, в России это самая непопулярная команда НБА. Так получалось, что в симуляторах я почему-то всегда выбирал «Портленд» и продолжил следить за ними в реальной жизни. Подучил состав, скачал приложение, смотрю обзоры матчей во время завтрака. Команду тащит Дэмиан Лиллард, но вряд ли «Портленд» пройдёт дальше первого раунда плей-офф, тем более Леброн Джеймс теперь на Западе. Предыдущие два сезона отлетали по 0 - 4», – рассказывает волейболист. Глорихантером его точно не назовёшь – «Портленд» в последний раз играл в финале НБА в 1992 году и вряд ли порадует победами в ближайшие годы.
А вот любимая хоккейная команда доставляет Павлу гораздо больше положительных эмоций. Зимой он не снимает фирменные шапки «Ак Барса», а недавно хвастался в инстаграме игровым свитером Даниса Зарипова.
«Зарипов однозначно самый крутой в «Ак Барсе»! Живая легенда. Когда папа играл в Казани, мы жили очень близко к «Татнефть Арене» и как только у него выпадал выходной – шли на хоккей. Тогда и полюбил «Ак Барс». В Белгороде профессиональной команды нет, поэтому сохраняю верность Казани. Если есть время, обязательно смотрю игры, переживаю. Благо, трансляции хоккея в России очень доступны. Надеюсь, в этом году «барсы» сохранят Кубок Гагарина», – рассказывает молодой волейболист.
В Казани он научился кататься на коньках, но сейчас, конечно, лучше не рисковать выходами на лёд. Например, Сергей Тетюхин встал на коньки уже после завершения карьеры. «Всё хочу попасть на его тренировку или игру, но пока не получается. Знаю, что играет в атаке, забивает – как бы не забрали его из Белгорода», – шутит Павел.
«В КОМАНДЕ НАЗЫВАЮТ ДЖУНИОР»
Сейчас Павел совмещает волейбол с учебой в Белгородском государственном университете – на факультете прикладной лингвистики изучает английский и немецкий языки.
«Учеба даётся тяжелее, чем я думал. Стараюсь посещать лекции как можно чаще и добросовестно выполнять задания. Понимаю, что в жизни знание языков мне поможет. Уже помогает. У нас в команде два легионера, тренерский штаб тоже наполовину состоит из иностранцев. С Перрином, как с носителем языка, общаться пока сложно, потому что мой уровень раз в 20 слабее», – говорит Павел.
Молодого волейболиста все иностранцы называют Джуниор (Junior – с англ. «младший»). Так делал еще Георге Крецу, а теперь Ковач и другие легионеры. Их примеру следуют и россияне, хотя большинство обращаются просто по имени. К слову, Тетюхина-старшего еще до того как он стал Сергеем Юрьевичем уменьшительно-ласкательно называли Тютик.
Павел отмечает, что в «Белогорье» отличная атмосфера и нет разделения на «старичков» и молодежь: «Никаких лагерей – все общаются между собой. Все готовы помочь, подсказать, поделиться опытом. Петрич и Перрин – капитаны своих национальных сборных, Ковач и Обмочаев – олимпийские чемпионы. Здорово работать с такими людьми».
18-летний доигровщик говорит, что всегда был в командах с положительной атмосферой, особенно когда тренировался у дедушки. «Он может заразить детей идеей, любовью к волейболу без всякого давления. Его тренировки мы ждали, в команде царила дружелюбная обстановка, хотя за недочеты приходилось выслушивать», – вспоминает Павел.
«Никаких поблажек Юрий Иванович не делал, это точно. Относился также, как к другим ребятам. При этом мы на детей никак не давили. Волейбол, как любое другое занятие, должен быть в удовольствие. За плохие оценки в школе Юрий Иванович отстранял Пашку и Ваню от тренировок. Поэтому сыновья старались успевать всё. И учиться, и играть, – рассказывала в интервью Наталья Тетюхина. – Ваня и Паша очень близкие люди. Держались один за другого. Хотя о Паше с детства больше говорили. Юрий Иванович рано разглядел в нём талант. А Пашка ещё волейбольным фанатиком оказался».
Павел считает, что в любом случае стал бы спортсменом, потому что это у него в крови. Других увлечений, помимо спорта, у него никогда не было. Он любит баскетбол и хоккей, но волейбол – главная страсть в жизни.