Мужская сборная России по волейболу продолжает подготовку к чемпионату мира, который состоится в период с 10 по 30 сентября этого года. Подопечные Сергея Шляпникова провели два товарищеских матча с командой Болгарии, по разу победив и проиграв, а теперь вернулась в Россию для выполнения дальнейших тренировочных планов. До старта турнира осталось всего-ничего, так что наступает самая ответственная часть подготовки. После победной Лиги наций к сборной России присоединился знаковый игрок – либеро казанского «Зенита» Алексей Вербов, на счету которого более 200 матчей в составе сборной. После Рио-2016 он объявил о завершении международной карьеры, но вернулся и готов биться за место в составе и помогать команде всеми силами. Именно об этом «Чемпионат» обстоятельно поговорил с Алексеем за три недели до чемпионата мира.
— Алексей, в одном из недавних интервью вы подчеркнули, что пока ещё рано говорить о полноценном возвращении в сборную, потому что пока вы просто работаете на сборах вместе с другими кандидатами. Изменилось ли что-то с тех пор и какие эмоции вы испытываете от того, что снова вернулись к работе с национальной командой после двухлетнего перерыва?
— По большому счёту ничего не изменилось. Разве что нагрузки возросли (улыбается). Главное, что я пока нахожусь в обойме сборной и тренируюсь в общей группе. Признаюсь, что в самом начале мне было как-то не по себе. Не был уверен, справлюсь или нет. Я прекрасно знал, что требования у главного тренера жёсткие как к самой работе на площадке, так и к дисциплине. Понимал, что нагрузки будут серьёзные, тем более, что формула чемпионата мира обязывает сыграть 13 игр за 20 дней, из которых 11 будут, по сути, в формате игр плей-офф. У меня был перерыв в два с половиной месяца, поэтому не было уверенности, что вывезу. Сейчас уже всё в порядке, всё идёт своим чередом. Эмоции только положительные от пребывания в стане национальной команды.
— Вы также отмечали, что разговоры о сборной были уже по ходу сезона. Когда вы поняли, что готовы попробовать ещё раз со сборной? Что послужило решающим фактором? И что вас останавливало?
— Первый разговор был ещё в прошлом году перед квалификацией на чемпионат мира. Но после тяжелейшего сезона в Казани и Олимпиады я не чувствовал ни физических ни моральных сил помочь команде. Да и состав участников квалификации не был прям уж таким страшным, хотя последний матч с хозяевами дался нам не просто. Ну и что греха таить — моё последнее общение с Сергеем Шляпниковым было не из приятных, хотя и прошло уже 20 лет (улыбается). Сейчас многие вещи поменялись в моём мировоззрении и, как мне показалось, в его тоже. У нас всех есть общая цель, и мы приложим все усилия чтобы её достичь. Тем более, есть прекрасная русская поговорка- «кто старое помянет — тому глаз вон» (улыбается).
А что касается моего решения в 2016 году, оно было обусловлено исключительно моим физическим состоянием. Те две операции, которые я сделал, не давали мне на тот момент чувствовать себя комфортно на площадке. Тогда и возникла идея моей тренерской карьерой. Да и вообще были мысли завершить карьеру не только в сборной, тем более, что меня тянуло больше к тренерской работе, чем к игре. Я думаю, что если бы на тот момент появился бы шанс стать тренером, я бы долго не думал. Правильно говорят, что все болячки у нас от головы. Отпустив ситуацию и сконцентрировавшись больше на совмещении должностей в «Зените», моё физическое состояние стало гораздо лучше. Даже настолько лучше, что даже опять в сборную позвали (смеётся). А если есть силы, то как можно отказаться от турнира, побывать на котором мечтает каждый спортсмен?
— Был ли у вас предметный разговор с Сергеем Шляпниковым? Если да, то что из этого можно рассказать прессе?
— Ничего интересного для журналистов (смеётся). Я ему позвонил и сказал, что прошел медицинский осмотр и готов приехать на сбор. Мы обсудили план подготовки, и я приступил к работе.
— Какие впечатления у вас остались от двух товарищеских матчей со сборной Болгарии? На каком уровне готовности находится команда за 3 недели до старта ЧМ?
— Во-первых, туда поехал экспериментальный состав. У тренера есть вопросы по некоторым позициям, и он ставил цель их решить. Во-вторых, у нас получили травмы сразу два диагональных и пришлось даже Колю Павлова привлекать. Хорошо, что Новосибирск тренируется на той же базе, где сборная Болгарии. Сейчас основной акцент в работе делается на ОФП, так что, конечно, бросилось в глаза, что наш волейбол пока далёк от идеала (улыбается). Ждём возвращения в строй всех травмированных и вперёд и с песней! У нас впереди хороший турнир в Польше, где, видимо, будет принято окончательное решение по составу.
— В сборной появились новые лица после Рио-2016. Как вам обновлённая сборная изнутри и впечатлило ли вас выступление команды в Лиге наций?
— Её только с оговорками можно назвать обновлённой на самом деле, ведь все ребята уже с опытом выступлений. Исключения составляют только ЛёхаКабешов и Антон Карпухов. Символично, что именно они стали открытиями Лиги наций. У нас сейчас отличная команда, очень физически одарённая. Некий сплав опыта и молодости. И Лига наций тому подтверждение. Было очень мощно и красиво, но ключевое слово тут «было». Чемпионат мира — это реальная проверка сил, турнир где все из себя достают чуть больше, чем нужно. Так что удачи всем нам и самое главное, чтобы обошлось без травм!
— На днях появилась информация, что вы будете привлекаться в тренерской работе в клубе. В чём будут заключаться ваши функции и какие ожидания от другого формата работы с учётом того, что у вас был небольшой опыт самостоятельной работы в сезоне 16/17?
— Это будет повторение сезона 2016/17. Мы с Владимир Романовичем пришли к выводу, что так будет лучше для всех. У меня грандиозный опыт и некие паузы в тренировочном процессе, которые продлевают мою карьеру и способствуют качеству игры, что также необходимо клубу.Алекно также нужна некая передышка. В первую очередь от полётов, которые он переносит не совсем легко, а также от самих игр, где на это есть возможность. Тем более, он сам часто говорит, что игры со второй восьмёркой ему даются гораздо сложнее, чем финалы (смеётся). А ребятам будет приятна смена обстановки, упражнений, а также немного свежих идей никогда не повредит.
— Владимир Алекно также сказал, что видит вас тренером главной сборной России в будущем. Приятны ли такие слова наставника и задумывались ли вы сами уже об этом?
— Конечно, очень приятно, что он так думает. Причём не только думает, но и ещё очень много делает для этого. Но всё в конечном счёте будет зависеть от меня. Цель и мечта у меня такая есть, осталось работать, работать и ещё раз работать.
— Даёт ли вам дополнительные силы и эмоции информация о возможном проведении чемпионата мира по волейболу в России? Возможно, появилось желание в том или ином качестве быть вовлечённым в такой крупный турнир в нашей стране?
— Если чемпионат мира пройдёт в России, это будет грандиозный праздник для всех. Наша страна давно заслужила право провести турнир такого масштаба. Что касается меня, то все мои мысли пока о чемпионате мира этого года (улыбается). А дальше поживём, увидим. Как говорит мой старший брат, все мои стратегические планы верны до ближайшего понедельника (смеётся).