26 мая 2018
Главный тренер казанского волейбольного клуба "Зенит" Владимир Алекно в интервью журналистам, среди которых был корреспондент РИА Новости Вадим Кузнецов, подвел итоги сезона, вспомнил о победе в финале Лиги чемпионов и прокомментировал решение Вильфредо Леона перебраться в Италию.
Основная мотивация - быть сильнейшим
- "Зенит" выиграл пять титулов из пяти возможных. Хотя бы один день после сезона у вас было полное удовлетворение от проделанной работы, возможность расслабиться?
- Если честно, я сужу по своему расслаблению и восстановлению по сну: до финала, других важных матчей, спишь по 3-4 часа. Чуть повернулся - что-то скрипнуло, сразу мысли ударили в голову, и пошло. Это длится очень долго. Сейчас сон стал получше.
Сразу после финала Лиги чемпионов я ездил к матери, в ее возрасте все не совсем просто. Из Белоруссии поехал в Москву, где было совещание в федерации. Сейчас нужно закончить сезон с игроками, а так чтобы расслабиться, где-то сесть и выпить, еще не было.
- Концовку пятой партии финала Лиги чемпионов с "Лубе" многие назвали чудом: "Зенит" проигрывал с разницей в три очка, Александр Бутько, казалось, подал в аут. Как удалось вылезти из этой ямы?
- Что именно вас интересует? Почему я взял видеоповтор после подачи Бутько? Это послание сверху. Никак по-другому это не объяснить. Я не очень хорошо вижу, попал мяч в поле или нет, но знаю, как на это реагируют разные игроки. Кто-то просит повторы после своих действий на эмоциях, а кто-то сохраняет голову холодной. Например, Вильфредо Леон или Алексей Вербов. И я просил их о помощи, если случаются такие ситуации, которые я не вижу.
И когда Бутько подал, а судьи зафиксировали аут, я посмотрел на Леху - а он пожимает плечами, говорит, что не видел. Я понимал, что ситуация как на Олимпиаде – если не принять решение, потом буду об этом жалеть. Конечно, я не был уверен, но был шанс, один из тысячи, и нужно было действовать. Воля Всевышнего нам помогла победить. Никакого геройства с моей стороны не было.
- После победы на Олимпиаде-2012 у "Зенита" был самый неудачный сезон за последнее время, так как на игроках сказывалась нехватка эмоций. Есть опасения, что история может повториться сейчас после такого насыщенного победами года?
- Я не хочу предварительно составлять себе алиби, приводить какие-то доводы. Самое сложное - мотивация игроков. В последние годы эта проблема существует. Рассказывать Алексею Вербову, Александру Бутько, Мэтту Андерсону или Максиму Михайлову, что им это важно, это не тот подбор слов, который их может сдвинуть. У каждого есть личные амбиции. Основной мотивацией в этом году было желание быть сильнейшим. Не чемпионами. Стать в десятый раз чемпионом - не мотивация. Хотелось быть сильным. Это самое сложное. Сильных не любят, сильным тяжело быть. Это основная проблема на данный момент.
Еще будет вливание новых игроков, я посмотрю на команду, когда мы снова соберемся. Новички нам помогли в этом сезоне. Никиту Алексеева, Лорана Алекно, Алексея Самойленко не нужно было мотивировать. У них глаза горели, они были счастливы просто находиться в команде. Будут еще новые игроки, и, надеюсь, этого пополнения будет достаточно.
Будущее Леон определял вместе с женой, а ей проще жить в Италии
- Имена всех новичков можете назвать?
- Эрвин Нгапет взят на замену Леона, Алексей Спиридонов возвращается, Вадим Лихошерстов приходит. Взяли молодого Андрея Сурмачевского в доигровку.
- Почему вы не вернули Виктора Полетаева, который ярко играет за "Кузбасс", и почему ушел Александр Гуцалюк?
- Да, у Полетаева был последний год аренды в "Кузбассе". В какой-то момент, когда еще не было понятно по будущему Леона, я загорелся Дмитрием Волковым из "Факела". Но это неправильно, когда игрок сборной может оказаться на скамейке запасных. То же самое с Полетаевым. Сегодня он второй диагональный в сборной России после Максима Михайлова. Значит, в "Зените" Виктор мог оказаться в запасе, и возвращать игрока, который не очень-то хочет, как я думаю, в команду за одну идею, не очень правильно. Он бы терял в игровой практике, в деньгах.
Сейчас он играет, рядом с ним публика, которая мотивирует. В городе нет пафоса, рабочий тренер, рабочая команда. Он находится в своей тарелке. И это правильно, когда кандидат в сборную играет, а не сидит. Правильно со стороны политики волейбола. С моей стороны, может быть, хотелось бы другого.
Что касается Гуцалюка, то это мое решение. У меня нет к нему претензий по работе. У меня есть другое видение по его амплуа. Хотя сколько времени он здесь играл, столько мы побеждали. Мы расстались спокойно, профессионально. Он уже уходил и возвращался. Кто знает, как сложится жизнь еще.
– Была ли возможность оставить Вильфредо Леона?
– К сожалению, в процессе определения будущего Леона участвовал не только он. У него еще есть супруга и агент. Они все вместе принимали решение. С точки зрения женщины с маленьким ребенком, его супругу понять можно. Большей частью она одна в стране, где шесть месяцев снег. Жизнь в Италии совершенно другая. На мой взгляд, этот фактор был основным. Что касается экономической части, то, насколько я знаю, разница небольшая.
Плюс фактор другого чемпионата. Следующий чемпионат Италии будет еще сильнее. Если состоятся все переходы, о которых говорят, "Перуджа" и "Мачерата" будут достаточно сильно укреплены.
– Что скажете об Эрвине Нгапете, который должен заменить Леона?
– Это два совершенно разных игрока, которых не нужно сравнивать. Леон, помимо таланта, обладает физическими данными, полученными от Всевышнего. Нгапет – игрок другого стиля. С общей игрой, с приемом, с авантюрой, с элементами шоу, что меня не беспокоит. Я только "за". Он был лидером своих команд, был MVP. Он игрок с сердцем, с характером. У него не те данные, что у Леона, но ему есть, чем это компенсировать.
Одно только меня беспокоит – как будет работать связка Бутько – Нгапет. Саша адаптирован на наш российский волейбол, который рассчитан на физические данные. Нгапет же статус одного из лучших игроков мира заработал, играя с такими связующими, как Бенджамин Тоньютти и Бруно. Не знаю, какие планы у сборной в отношении Бутько, но если его не будет там, то в направлении отработки игры нам предстоит определенная работа.
– Можете вспомнить историю подписания Леона? Почему именно его вы тогда выбрали?
– Это было не сложно. Мы смотрели туда, куда смотрел весь мир – на парня, который в 16 лет играл в сборной Кубы и о котором говорили все. Потом на протяжении многих лет со сборной России я не раз встречался с командой Кубы и видел его. Есть ряд игроков, которых ты можешь тактически разбирать, знать их лучше, чем они себя, но они все равно наберут свои 20-25 очков. Леон относится к такой группе игроков.
– В "Зенит" возвращается Алексей Спиридонов, который уходил ради игровой практики.
– Ему стало понятно, что работа в "Зените" была полезной. Не думаю, что за два года в Казани он деградировал. Будучи в "Зените", он попадал в сборную России, а в Красноярск только один раз звонили из национальной команды. В следующем сезоне нас опять ждет сезон, в котором будет под 60 матчей. Работы всем хватит.
В прошедшем сезоне по возможности я давал играть всем волейболистам. Только по отношению к Игорю Юдину не хватало смелости и доверия у меня. Но в тренировочном процессе он помог идеально. Что касается небольшой ротации состава, то в "Зените" с этим сложно. 60 игр подряд выиграл – все молчат, это норма. Одну игру проиграл – у тебя телефон разрывается.
Следующий чемпионат России будет интереснее
– "Зенит" из Санкт-Петербурга в дебютном сезоне сыграл в финале. Ожидали такое развитие событий? Это говорит о слабости чемпионата?
– Ни в коем случае. Был хороший подбор игроков. Они ведь с улицы людей взяли, там были опытные игроки. В конце сезона они оказались хорошо готовы, где-то может быть повезло.
- Команды же делаются не за один сезон?
- Посмотрим, как будет в следующем году. Пока еще рынок игроков не закрыт, комплектация продолжается, но "Локомотив" из Новосибирска, "Белогорье" подравняются. Есть "Динамо" (Москва) и "Зенит" из Санкт-Петербурга, "Кузбасс". Придут иностранцы не хуже, а даже лучше, чем в прошлом году, а значит, чемпионат будет интереснее.
– Будете ли смотреть футбольный чемпионат мира. И как вообще относитесь к футболу?
– Мое отношение к футболу оставлю при себе. На чемпионат мира у меня пока нет билетов, паспорта болельщика, но если будет возможность сделать, то, может, схожу на какие-то игры.
партнеры