15 мая 2017
29-летний диагональный казанского «Зенита» Максим Михайлов за две недели стал самым ценным игроком «Финала четырёх» Лиги чемпионов и «Финала шести» чемпионата России.
В интервью «БИЗНЕС Online» олимпийский чемпион рассказал, какая из побед далась тяжелее и что он ждёт от игр за национальную сборную.
«УРОВЕНЬ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ СТАЛ СЛАБЕЕ»
– Максим, два титула MVP за две недели – крутой результат.
– В нашей команде каждый достоин звания MVP. Да, у нас звездный состав, но победы не достигаются на бумаге. Наша сила, прежде всего, в коллективе. Мы работаем, как единое целое. Секрет успеха в этом. На самом деле в «Зените» легко играть, потому что ты должен делать только свою часть работы – за остальных переживать не надо, они профессионалы высочайшего уровня и справятся.
– Что сложнее было выиграть – «Финал четырёх» Лиги чемпионов или «Финал шести» чемпионата?
– Примерно одинаково. Вроде бы везде счет 3:0, но в партиях психологический накал был серьезный. Чисто психологически подготовка к Лиге чемпионов была сложнее, потому что там другой уровень. Мы понимали, что итальянские команды – это сборные мира, которые могут показать хорошую игру. Думаю, нам сыграло на руку, что «Перуджа» и «Мачерата» зарубились друг с другом пять партий в полуфинале.
– Что думаете о формате «Финала шести», который в этом сезоне использовался и в чемпионате, и в Кубке России.
– Если брать чемпионат, то плей-офф был бы более справедливым и интересным. И для игроков, и для зрителей. Обычно плей-офф – это то, ради чего в других видах спорта покупают абонементы. А у нас зрители лишаются этого зрелища.
– 30 побед в 30 матчах чемпионата России. Вы даже случайно никому не проиграли.
– Я бы здесь отметил не столько игроков, сколько наш тренерский штаб. Тренер по физической подготовке сделал так, что мы избежали функциональных провалов, медицинский штаб – доктор и массажисты – быстро ставили нас на ноги, когда были некоторые проблемы со здоровьем. Мы все были заданы одной целью – побеждать. К тому же уровень чемпионата был намного слабее, чем в предыдущие годы, что нам позволило ровно пройти весь чемпионат. Отсутствие легионеров – это ведь показатель. Они украшают наш чемпионат и делают его сильнее.
«В КОНЦЕ СЕЗОНА БЫЛИ ОПУСТОШЕННЫМИ»
– Тем не менее, кто-то из соперников приятно удивил?
– Никаких сенсаций не произошло. Наверное, только «Кузбасс» удивил, особенно в первой части чемпионата. Была видна тренерская рука. Там подобралась дисциплинированная команда, они очень четко играли, показывая приличный волейбол. Много сильных соперников обыграли, не смогли распределить силы на весь чемпионат, поэтому концовку смазали.
– Если в предыдущие два сезона лучшим бомбардиром «Зенита» становился Вильфредо Леон, то в этом году это звание вернулось к вам. Что изменилось?
– Даже не знаю. В каждом матче связующий распределяет объем передач в зависимости от тактики. В этом одна из самых сильных сторон «Зенита» – угроза исходит от всех и соперники не знают от кого ждать беды. Нельзя сказать, что «Зенит» тащит кто-то один – каждый вносит свою лепту в общий успех.
– Вы продлили контракт с «Зенитом». Другие варианты рассматривали?
– Нет меня, всё устраивает в Казани. Перед нами всегда максимальные цели, причем мы не останавливаемся на достигнутом и стремимся к совершенству. Постоянно ведется работа с игроками – в «Зените» можно расти, прогрессировать.
– Эмоции от побед притупляются?
– Конечно, эмоции после первой победы в чемпионате были самые яркие. Когда ты на голову сильнее, то, конечно, воспринимаешь это более спокойно, а если в каком-то финале совершаешь камбэк, как было в прошлом сезоне в Лиге чемпионов с «Трентино», то эмоции, конечно, зашкаливают. Эмоции разные, но они всегда положительные. После победы в Москве, честно говоря, даже сил не было радоваться. Очень длинный, тяжёлый сезон – много игр и перелётов. К концовке пришли уже эмоционально опустошенными, тем более после недавней победы в Лиге чемпионов.
– Про вас часто говорили «самоед», потому что вы слишком сильно переживали из-за ошибок. В последние годы ситуация, кажется, изменилась к лучшему.
– Наверное, возраст и опыт сказываются. В плане хладнокровия я немного добавил. Но всё равно есть черты характера и, может быть, особенности воспитания, которые всегда будут со мной.
– Вы можете выговорить партнеру по команде, скажем, за неточную передачу?
– Никогда. Мы можем что-то скорректировать со связующим, поправить. Эта ошибка может быть связана с плохим приемом и это может быть вообще моя ошибка, если я плохо вышел под мяч. В волейболе никто ни под кого не должен подстраиваться – хорошее взаимодействие достигается только при общей работе.
«ШЛЯПНИКОВ МОГ ИЗМЕНИТЬ СВОИ МЕТОДЫ РАБОТЫ»
– Вы вошли в расширенный список сборной России на квалификационный турнир к чемпионату мира. Вас будут привлекать?
– Да, уже с понедельника тренировки в Новогорске.
– Неужели в матчах с Венгрией, Румынией, Черногорией, Эстонией и Косово сборной России нужны лучшие силы?
– Я думаю, что лет десять назад на подобный турнир можно было поехать сборной, собранной из игроков высшей лиги А. Тогда пять-шесть сборных в мире показывали высокий уровень, но сейчас все научились играть. Любая недооценка соперника может привести к печальным последствиям. Конечно, после затяжного клубного сезона и 50 матчей накопилась и физическая, и психологическая усталость, но это важный турнир – России нужно отбираться на чемпионат мира. Надо потерпеть. Если хочешь быть лучшим, то нужно доказывать это везде – и в клубе, и в сборной.
– Получается отпуск между клубным сезоном и сборной составил всего три дня?
– Да. Провел всё это время с семьей, по которой очень соскучился. В последнее время совсем мало виделись. Надеюсь потом получится всё наверстать и хорошенько отдохнуть – в Мировой лиге я точно не сыграю.
– Насколько отличается тот Михайлов, который уходил из «Ярославича» Сергея Шляпникова в 2010 году от того, который сейчас возвращается к нему в сборную?
– Безусловно, какие-то черты моего характера, наверное, изменились. Мне уже не 22 года, а 29 лет. Я уже многое повидал в волейболе, сыграл много финалов. Накопился опыт, как себя вести в определенных ситуациях. Что касается волейбола, то всё это время я старался корректировать себя в лучшую сторону в техническом плане.
– Готовы к нагрузкам Шляпникова?
– Готов. Кстати, вполне возможно, что он изменил свои методы и подходы. Он никогда не работал на столь высоком уровне, может что-то поменял и подкорректировал, тем более его назначили достаточно давно, было время подготовиться. Узнаем на месте.
– Кстати, родной для вас «Ярославич» вернулся в суперлигу. Какие у команды перспективы?
– По той информации, что у меня есть, перед командой будет стоять задача остаться в суперлиге. Вряд ли у команды получится замахнуться на более высокие задачи. После 1000-летия Ярославля, спорту в регионе стали уделять мало внимания. «Ярославич» старается находить ресурсы, но у них пока не получается крепко встать на ноги в суперлиге.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Максим МИХАЙЛОВ
Амплуа: диагональный
Дата рождения: 19 марта 1988 года
Место рождения: Кузьмоловский, Ленинградская обл.
Карьера: «Ярославич» (Ярославль) – 2003 - 2010. С 2010 года – в «Зените» (Казань).
Главные достижения в клубе: победитель Лиги чемпионов (2012, 2015, 2016, 2017), чемпион России (2011, 2012, 2014, 2015, 2016, 2017), обладатель Кубка России (2014, 2015, 2016), обладатель Суперкубка России (2010, 2011, 2012, 2015, 2016).
Главные достижения в сборной: олимпийский чемпион (2012), бронзовый призёр Олимпийских игр (2008), победитель Мировой лиги (2011, 2013), обладатель Кубка мира (2011), чемпион Европы (2013).
Индивидуальные достижения: лучший нападающий Олимпийских игр (2012), MVP Мировой лиги (2011), лучший нападающий чемпионата мира (2010), лучший бомбардир и лучший нападающий чемпионата Европы (2011), лучший бомбардир (2010, 2011) и лучший нападающий Мировой лиги (2010), лучший диагональный Лиги чемпионов (2014, 2015, 2016), лучший нападающий клубного чемпионата мира (2015), MVP Лиги чемпионов (2017), MVP «Финала шести» чемпионата России (2017).
партнеры