03 февраля 2017
Чем похожи армия и советский волейбол, как игроку стать тренером, когда уйдёт из спорта Сергей Тетюхин – в интервью с Александром Косаревым.
Нынешний старший тренер «Белогорья» Александр Косарев и в бытность игроком не любил общаться с журналистами. И вряд ли согласился бы сейчас, не вмешайся президент и главный тренер белгородского клуба Геннадий Шипулин. Непосредственно перед матчем с «Перуджей» в Лиге чемпионов (который «Белогорье» проиграло в пяти сетах) Косарев в эксклюзивном интервью «Чемпионату» рассказал, как стать тренером сразу после завершения карьеры, есть ли в мире идеальные тренеры и будет ли Сергей Тетюхин продолжать карьеру.
«Идеальных тренеров нет и быть не может»
— Вы только закончили играть и стали старшим тренером. Как такое случилось?
— Геннадий Шипулин сделал мне такое предложение в конце минувшего сезона. Я знал, что от таких предложений в принципе не отказываются. Разумеется, взял время на размышление.
Прокрутил в голове, как всё может быть, посоветовался с ребятами, с которыми играл вместе долгие годы, и с их стороны встретил полное понимание. Сей факт оказался едва ли не основным, после которого я дал согласие.
— Не смущало, что у вас экономическое образование, а не спортивное? Вы посчитали, что вашего опыта и знаний будет достаточно, чтобы возглавить самый титулованный клуб страны?
— Большую пользу оказал проходивший в Москве семинар, в ходе которого я ещё больше утвердился в мысли, что поступил правильно и готов к новой работе. К тому же я всегда с пониманием относился к тому, что учиться надо всему и всегда, и тренерскому искусству в том числе. Я продолжаю самообразование каждый день. Ведь на протяжении всей карьеры игрока я готовил себя к новой профессии. Постоянно вёл записи всего, что могло мне пригодиться в будущей работе, внимательно следил, как ведут матчи другие тренеры, что говорят в перерывах, каким образом строят они тренировочный процесс. Я каждый день нахожусь в постоянном поиске.
— За долгие годы карьеры вам пришлось поработать со многими специалистами. Кого-то из них вы могли бы выделить?
— Пришёл к мысли, что идеальных тренеров нет и быть не может. Постарался от каждого взять самое хорошее и сгенерировать это, а потом донести до своих подопечных. Самое важное, что я для себя почерпнул из советского волейбола, за которым внимательно следил с малых лет, это игровая дисциплина, чёткое выполнение тренерских установок, отсутствие какой-либо расхлябанности. Это в некотором роде напоминало армейские порядки, что, в принципе, неплохо. Но поскольку современный волейбол стал более скоростным, я сторонник того, чтобы игроки могли сами решать, как поступить в той или иной ситуации. Я приветствую любую импровизацию, если она приносит нужный результат. В определённой пропорции, разумеется.
«Порой своё мнение приходится отстаивать»
— Не возникает сложностей в общении с теми, с кем вы вчера ещё выходили на площадку?
— Они все настоящие профессионалы, и мне не требуется никого уговаривать, настраивать лишний раз. Они – волейболисты старой закалки, и мы понимаем друг друга с полувзгляда, с полужеста. Это безусловный плюс. А минус – пока я ощущаю себя с ними на равных и не чувствую того тренерского веса, который необходим в общении даже с близкими тебе людьми. А с молодыми безусловно проще — они прислушиваются, понимают, что им ещё надо много работать, что прогрессировать, правильно воспринимают мои указания.
— Надо полагать, что формирование сегодняшнего состава проходило уже с вашим участием?
— Безусловно. Мы обсуждали с руководством клуба каждого из новых игроков, с кем подписывали контракт, и моё мнение безусловно учитывалось. А решение принималось при полном согласии всего тренерского штаба.
— Как вы относитесь к самокритике, самоанализу?
— Спокойно. Я обязательно пересматриваю все матчи, которые мы сыграли, нахожу собственные недочёты, обязательно прислушиваюсь к мнению Шипулина и Анатолия Багрея. Бывает, соглашаюсь с ними, а случается, приходится свою точку зрения защищать. Но через это должен пройти каждый молодой тренер, без этого невозможно совершенствоваться. К сожалению, вокруг находится масса других «учителей», каждый пытается навязать своё мнение – мол надо делать так, а не иначе. Приходится фильтровать информацию и брать на вооружение только ту, которая, на мой взгляд, важнее.
«Команде требуется обновление. Мы над этим работаем»
— Уже очевидно, что с приходом бразильского связующего Марлона игра команды изменится.
— Пока ещё рано судить, что будет именно так, ведь бразилец провёл с командой всего несколько тренировок. И практически с листа провёл матч против краснодарского «Динамо». Но в том матче не выступали ведущие игроки. И он мало взаимодействовал с волейболистами основного состава. Но с новосибирским «Локомотивом», одним из лидеров чемпионата, Марлон продемонстрировал, что является подлинным мастером, практически всем попал в темп. И это всего после двух-трёх тренировок! Полагал, что будет больше нестыковок. Нет, бразилец здорово «читает» игру. С ним приятно работать, не надо что-то специально объяснять, разве что какие-то отдельные тактические моменты. Но по передачам к нему никаких претензий нет. Очень верю, что он в этом сезоне нам поможет.
— Как вы общаетесь?
— Весь технический «волейбольный» язык он не забыл, ведь три сезона проиграл в Краснодаре. А когда поднимаем бытовые вопросы, то переходим на смесь русского с английским, который я немного знаю. Между нами — полное взаимопонимание.
— Скорее всего, для абсолютного лидера «Белогорья» Сергея Тетюхина этот сезон последний...
— Давайте не будем загадывать. Уже лет пять приходится слышать, что Сергей вот-вот закончит. Не будем раньше времени говорить об этом. Пока он играет здорово и очень помогает команде.
— Хорошо. Согласен. Но вы же не будете отрицать, что «Белогорье» – команда возрастная.
— Да, обновление команде требуется. Эти разговоры присутствуют всегда. Пока мы пытаемся молодых ребят подтягивать до уровня наших лидеров. Речь о Ярославе Подлесных и Яне Ерещенко. Что будет потом, посмотрим.
— Как относитесь к системе розыгрыша нынешнего чемпионата?
— Тот факт, что приоритет отдаётся победам, а не набранным очкам, не совсем правилен. Бывает обидно, что команда бьётся на равных в пяти партиях, уступает самую малость, а отвоёванное очко ничего не приносит, раз победы важнее. И бывает, что с выигрышем нескольких матчей со счётом 3:2 оказывается в таблице выше, чем клуб, одержавший меньше побед с более убедительным результатом — 3:0 и 3:1. Всегда казалось, что каждое очко весит дорого, за него борются, выкладываются, чтобы его завоевать, а оказывается, что оно мало что значит. Это несправедливо. И тот факт, что две команды, которые завершат чемпионат на первых местах, сразу попадают в «Финал шести»… Не знаю, больших плюсов в этом тоже не вижу.
— Шипулин предложил вашу кандидатуру в качестве помощника главному тренеру сборной Сергею Шляпникову. Теперь слово за президиумом федерации. Как вы относитесь к пожеланию Геннадия Яковлевича видеть вас на тренерской скамейке главной команды страны?
— Было бы неплохо оказаться в сборной. Такой шанс даётся не каждому. Для молодого тренера это бесценный опыт поработать на новом – международном – уровне.
партнеры