Как здорово всё начиналось…
Лишь один вопрос был задан при подведении итогов провального олимпийского сезона-2015/2016 на декабрьской отчётной конференции Федерации волейбола России. Любопытно, что прозвучал он из уст мэтра Николая Васильевича Карполя. Выдающийся тренер просил разъяснить, почему наша лучшая мужская пара в пляжном волейболе финишировала на четвёртом месте, как и мужская команда в классическом варианте игры, но первая при этом получила удовлетворительную оценку за своё выступление в Рио-де-Жанейро, а вторая — неудовлетворительную? Интерес естественный, но легко объяснимый: наши «пляжники» заняли в Бразилии четвёртое и два пятых места, что произошло впервые в истории выступления россиян на Олимпийских играх в этом виде волейбола. А должны были по всем показателям стоять на пьедестале, если бы не очевидно предвзятое судейство, о чём я писал и в репортажах из Рио-де-Жанейро, да и по итогам выступления мастеров игр на песке. Отечественные тренеры сумели подвести наши пары в самом лучшем состоянии к главному старту. Это и позволило выступить более чем достойно.
Однако для олимпийских чемпионов Лондона-2012 позиция рядом с пьедесталом — несомненный шаг назад. Неудивительно, что выступление и мужской, и женской сборной заслужило оценку неудовлетворительно. Её выставил президиум ВФВ, её же подтвердили делегаты отчётной конференции и члены Наблюдательного совета Федерации.
А вспомните, как здорово начинался олимпийский год. После неудачи обеих наших классических сборных на Кубках мира в Японии в сентябре 2015-го, где проходил первый этап олимпийского отбора, предстояла вторая попытка прорваться на Игры на континентальном турнире. Задача гораздо более трудная для решения, чем на Кубке мира: во-первых, в первом случае олимпийскую лицензию получали две команды, а во втором — только победитель; во-вторых, в европейском квалификационном турнире принимали участие практически лучшие сборные континента, исключая итальянцев у мужчин и сербок у женщин, уже получивших заветный пропуск в Бразилию ещё в Японии. Соревнования проходили в первую декаду января почти одновременно в Анкаре и Берлине и завершились убедительной победой российских команд. Первая задача была выполнена, и можно было спокойно спланировать подготовку к главному событию четырёхлетия. Не знаю, что было в Анкаре, но в Берлине после победы в финале над французами Владимир Алекно во всеуслышание заявил, что в числе главных претендентов на поездку на Игры будут рассматриваться в первую очередь те, кто добыл это право в германской столице.
Олимпийский состав определяли до последнего
Я внимательно следил за всеми этапами подготовки, ещё в мае наблюдал за тренировками команд Алекно и Юрия Маричева в анапском центре «Волейград». Видел, с каким приподнятым настроением готовились кандидаты в сборные, понимая при этом, что в Рио-де-Жанейро поедут далеко не все из занимавшихся, только по 12 человек: именно столько игроков можно было включать в олимпийскую заявку. При этом первые потери у мужчин случились уже на первом этапе, ещё до начала игровых занятий: вынужден был уехать со сборов в «Волейграде» Юрий Бережко, один из героев берлинского финала, да так больше в стане национальной команды и не появился. Получил травму Максим Михайлов и пропустил почти весь турнир Мировой лиги. Не мог набрать надлежащую форму после пропуска многих матчей чемпионата страны Дмитрий Мусэрский. В конце концов были отправлены домой и Дмитрий Ковалёв, и Мусэрский, и Тарас Хтей, и Лукаш Дивиш. И всё равно до самого отъезда главный тренер не мог определиться с составом: даже экипировались не 12 игроков, а 15. В итоге в Рио-де-Жанейро не оказалось тех двух динамовцев — Бережко и Александра Маркина (он отсутствовал совсем по иной причине — из-за пресловутого мельдония; это была перестраховка не столько ВФВ, сколько ФИВБ, ведь с парня были сняты все обвинения), которые с Сергеем Гранкиным во многом и решили исход решающего декабрьского матча против французов.
А уж что накрутил, выбирая олимпийскую дюжину, Юрий Маричев, вообще не поддаётся здравому смыслу. В отборочном турнире принимали участие два связующих игрока — Екатерина Косьяненко и Евгения Старцева. Но на предолимпийский сбор приглашается ещё и опытная Марина Шешенина. При этом на Гран-при выезжали все три связки и ещё три диагональные, включая Наталью Малых. Но после финала турнира в Бангкоке Наталью Малых и Старцеву с Шешениной отправляют домой, а заодно и Ксению Ильченко, которая сыграла на всех важных турнирах, получила золото чемпионата Европы. Зато в срочном порядке получают вызов в сборную Ирина Воронкова, перед этим отчисленная из команды, и связующая Вера Ветрова, не игравшая ни в каких крупных соревнованиях последних лет.
Как ошибались тренеры
Тренерская чехарда в женской сборной продолжалась и в ходе олимпийского турнира: даже четвертьфинальный матч с сербками тренер почему-то начинал с Ветровой, а не с Косьяненко. Почему? Сам не мог объяснить. И счёт той первой партии с участием не готовой к игре на таком уровне связки — 9:25 — как нельзя лучше характеризует совершенную ошибку. Вторую Олимпиаду подряд наши женщины не могут преодолеть четвертьфинальный барьер. Но в Лондоне хотя бы была упорнейшая борьба…
Полагаю, что и ошибки Алекно, которые тренер признал, сыграли свою роль в итоговом результате мужской команды. Надежда, что Михайлов, наш ведущий диагональный, наконец-то продемонстрирует присущий ему агрессивный волейбол в Рио-де-Жанейро себя не оправдала. Сегодня Максим хорош — спору нет. Но в августе в Бразилии тренер опаздывал с его заменой. В частности, в бронзовом матче с американцами. Трудно сказать, как бы выглядел в столь непростой ситуации Константин Бакун, но он всё-таки заслуживал большего доверия руководства сборной. Ну и американцы просто перехитрили наших, выпустив ветерана Рида Придди, который почти не появлялся на площадке по ходу турнира. Россияне, похоже, к такому повороту событий готовы не были. И мастеровитый, хорошо знающий россиян и российский волейбол американец провёл едва ли не лучший свой матч в карьере за сборную, чуть ли не в одиночку переиграв всех наших опытных и молодых олимпийцев.
Выводы сделаны, акценты расставлены, оценки выставлены. Но что будет дальше, сказать не берусь. Понимаю, что новые тренеры уже не будут иметь такую свободу выбора состава — утверждать кандидатов в сборные и участников предстоящих соревнований вместе с ними будут отныне специалисты экспертного совета ВФВ. Разумеется, коллективная порука ни в коей мере не снимает с будущих тренеров личную ответственность. Кузюткин и Шляпников — будущие главные? Имена будущих главных не объявлены. По слухам, команды должны возглавить Владимир Кузюткин (женскую) и Сергей Шляпников (мужскую), специалисты достойные, но совершенно разные. Первый уже выигрывал с женской сборной чемпионат мира 2010 года, но провалил европейское первенство ещё через год. Шляпников много чего навыигрывал, но на молодёжном и студенческом уровне. С мужчинами же работал долго и без особого успеха в Ярославле на клубном уровне. Как-то сложится сейчас, если оба получат важные назначения, и какие задачи будут поставлены перед главными тренерами — непременно побеждать на всех турнирах или планомерно готовить команды к Олимпиаде-2020? От этого, как вы понимаете, многое зависит. Можно сегодня собрать команду из неоднократных победителей молодёжных первенств, а можно и смешанный вариант, ведь те же Михайлов, Мусэрский, Артём Вольвич, Ковалёв или Маркин вполне могли усилить команду, на попадание в которую уже явно претендуют некоторые названные мной волейболисты, проявившие себя по итогам первого круга чемпионата.
Забыл в том материале отметить здорово добавившего в мастерстве Ильяса Куркаева из «Локо», которого Алекно брал с собой ещё на Кубок мира — 2015. И не забывайте про Егора Клюку, Дмитрия Волкова, Илью Власова, Виктора Полетаева и других совсем молодых парней, которые, как мне представляется, вполне созрели для главной команды.
С женщинами сложнее. Но у них и состав помоложе. А есть, поговаривают, ещё совсем молодые девчонки, воспитанницы олимпийской чемпионки Светланы Сафроновой, дважды выигравшие европейское первенство, которых важно привлекать к тренировкам вместе с проверенными Наталией Гончаровой, Татьяной Кошелевой и иже с ними. Тем интереснее будет наблюдать, что произойдёт с нашим волейболом в наступающем 2017 году.