02 декабря 2016
Директор «Югры-Самотлор» Алексей Березин – о скором 30-летии клуба, истории приглашения Юрия Мельничука и задачах в нынешнем сезоне.
Скоро исполнится четверть века со времени первого чемпионата России, когда в конце марта 1992 года в УСЗ ЦСКА в Москве семь команд провели скоротечный однокруговой турнир и определили победителя, призёров и участников еврокубковых турниров. Но мало кто знает, что соревнования эти смогли состояться лишь благодаря финансовой поддержке производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз».
Вообще «Самотлор» из этого молодого сибирского городка на Оби, которому всего-то 45 лет, первым получил, оказывается (к стыду своему я этого тоже не знал), статус профессионального волейбольного клуба и стал структурным подразделением вышеназванного объединения. Произошло это в августе 1991 года. Сегодня мало кто помнит, что эта команда — первый обладатель Кубка России в 1993 году и двукратный бронзовый призёр чемпионатов страны в 1994 и 1996 годах. И мало кто знает, что 14 воспитанников местной СДЮСШОР по волейболу выступали за различные сборные России, а два Артёма — Вольвич и Ермаков — участвовали в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
О сегодняшнем дне волейбольного клуба из Нижневартовска рассказывает его директор Алексей Березин.
— Официальной датой рождения нашего клуба является 1987 год. Так что скоро будем праздновать 30-летие. Инициативу проявила администрация города, а непосредственным идеологом создания команды был тогдашний генеральный директор «Нижневартовскнефтегаза» Леонид Иванович Филимонов. Тренировал «Самотлор» Валентин Ермоленко. Понятно, что все игроки команды были привезёнными — своих в совсем юном городе быть не могло. В 1991-м открылась детская спортшкола. Именно тогда один из первых тренеров той школы Эдуард Мерман, который сегодня уже заслуженный тренер страны, произнёс историческую фразу: «Нам понадобится лет 20-25, чтобы кто-то из наших воспитанников вошёл в сборную России». И как в воду глядел. В этом сезоне, когда мы отмечаем как раз четвертьвековой юбилей школы, можем похвалиться, что 14 волейболистов, прошедших школу «Самотлора» выступали за первую, молодёжную, юношескую и студенческую сборные России, они побеждали в Кубке мира, на чемпионатах и первенствах мира и Европы, на Всемирной универсиаде и Сурдлимпийских играх. Всего ребята завоевали 25 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. Наша команда «Университет» — чемпион России среди молодёжных составов клубов Суперлиги, обладатель Кубка Российской молодёжной лиги. А команды спортшколы разных возрастов — победители международных спортивных игр «Дети Азии», призёры Спартакиады учащихся России, международных юношеских игр стран СНГ, Балтии и регионов России, многократные обладатели наград первенств страны среди юношей.
— В истории вашего клуба были взлёты и падения, основная команда несколько раз покидала группу сильнейших — бывало по спортивному принципу, а случалось и по собственной инициативе. И всё это в большей степени из-за недостатка в финансировании?
— Безусловно, это было главной причиной наших неудачных выступлений. «Нижневартовскнефтегаз» стал частной компанией, к руководству пришли люди, не заинтересованные, скажем так, в развитии социальной сферы, а исключительно думающие об извлечении прибыли. Хорошо, что автономный округ и город Нижневартовск продолжали нам помогать. Основным источником существования клуба стали бюджетные средства. А что такое бюджет, известно всем, и строчка про спорт в нём прописана далеко не в начале этого документа. И я благодарен тем людям, которые, несмотря на все трудности, остались в клубе и продолжают работать. И мы этим самым, назовём его волейбольным активом, делали всё, чтобы сохранить, что мы уже имели, и по возможности двигаться вперёд.
— Каждый год после возвращения в Суперлигу состав вашей команды изменяется чуть ли не наполовину.
— Все именно так. Причём треть — это, как правило, ведущие игроки. И люди уходят в клубы уровнем повыше, чем «Югра-Самотлор».
— И тем не менее команда каждый раз остаётся на плаву и показывает вполне достойный результат. Как вам это удаётся?
— Здесь срабатывают сразу несколько факторов. Первое, мы чётко соизмеряем свои возможности и подбираем игроков, готовых защищать цвета «Самотлора» на наших финансовых условиях. Поэтому удаётся избегать каких-то конфликтных ситуаций между руководством и волейболистами. Второе. Мы пришли к выводу, что если игрок отыграл за команду достойно, прибавил в мастерстве, то нет ничего плохого, что он решил совершенствоваться дальше и предпочёл иной клуб. И на стадии комплектования мы чётко говорим новобранцам, как правило, это молодые ребята, что у нас нет ресурсов платить больше, зато у нового игрока появится возможность проявить себя и получить приглашение из более богатого клуба. И многие идут на такой шаг. Ну а третий фактор — это тренерская работа Юрия Владимировича Мельничука.
— Мне представляется, что после смены целого ряда тренеров вам действительно удалось отыскать специалиста высокого класса именно для вашей команды.
— Мы прежде не были знакомы. Впервые я увидел этого украинского тренера на турнире в Беларуси, где команда была на сборах. Мельничук работал тогда в Черкассах. И уже по ходу сезона-2010/11, когда в очередной раз этакой палочкой-выручалочкой у нас выступал Мерман, которому и прежде не раз доводилось руководить основным составом после ухода Александра Савина, позже Владимира Кузюткина, я набрал телефон Мельничука. И был поражён, когда получил моментальный ответ безо всяких вопросов об условиях, в том числе финансовых. Для него важнейшим оказалось, что это известный клуб, который ставит задачу вновь выйти в группу сильнейших, и что это Россия. С приходом Юрия Владимировича нам удалось вначале закрепиться в Высшей лиге «А», а через год вновь оказаться в Суперлиге.
— Сегодня «Югра-Самотлор» занимает девятую строчку в таблице. При этом у всех команд, которые стоят выше и с которыми вы уже встречались, ваша команда выиграла хотя бы партию. Но такое впечатление, что этот предварительный результат вас не очень устраивает?
— Нет чувства удовлетворения после матча в Новом Уренгое, который считаю нашей худшей игрой в этом сезоне. И тренер в этом отношении со мной солидарен. В Белгороде мы показали совсем другой волейбол. Хорошо сыграли и с казанским «Зенитом» дома. Единственное оправдание, которое мы для себя находим, это то, что мы заставили все клубы, даже ведущие, считаться с нами, рассматривать нашу команду, как серьёзного соперника. Команда не демонстрируют пока даже тот потенциал, пусть и не очень высокий, но который она способна показать. Мы всегда говорим игрокам, что от них никто не требует прыгать выше головы, что надо делать то, что они умеют. К сожалению, пока и это не всегда происходит. Потому и нет полного удовлетворения. Так что нам самим ещё предстоит разобраться в причинах некоторого спада в игре. А задача у нас стоит совершенно чёткая: занять место не ниже 10-го и сыграть в плей-офф. И мы прекрасно понимаем, насколько это непросто будет сделать, ведь у нас очень короткая «скамейка», и мы боимся любого чиха игрока основы, ведь он влияет на результат.
партнеры