04 ноября 2016
Главный тренер «Зенита» Владимир Алекно подвёл итоги выступления казанской команды на клубном чемпионате мира, ответил на критику Павла Борща и поделился мнением о нынешнем уровне чемпионата России. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на встрече тренера с журналистами.
«ВИЛЬЯМ ДЕЛАЕТ СВОИХ ОДНОКЛУБНИКОВ ВЕЛИКИМИ»
– Владимир Романович, клубный чемпионат мира и с пятой попытки не покорился «Зениту». Что помешало в этот раз?
– Если в прошлом году «Крузейро», проиграв нам в группе, дал надежду, что с ним можно играть, то в этот раз бразильцы были сильнее нас, как бы ни больно было это признавать. Они не дали нам сыграть так, как мы хотим. До какого-то момента, скажем до 20 очков, мы шли вровень, но затем они всё равно заставляли нас ошибаться, ставили в тяжёлое положение.
Считаю, что сила «Крузейро» в Вильяме. Обычно связующий – это полкоманды, но Вильям для бразильцев – все 70 процентов! Он делает своих одноклубников великими. Нас обыграли без шансов, надо это признать. И это признание означает, что мы не такие уж и сильные, нам есть над чем работать. Что ж, у нас остаётся мечта и огромная мотивация. Надеюсь, что мы заработаем ещё один шанс побороться за этот титул.
– В финале очень скромно сыграли блокирующие «Зенита». Это стало следствием игры «Крузейро»?
– Да. Они мало того, что стабильно подавали, так ещё и весь матч держали высочайший уровень игры, что мало кому удаётся. Игра наших центральных – это следствие подачи соперника, нашего приёма, взаимодействий со связующим. На той стороне сетки центральные выполнили огромный объём работы. Но еще раз повторю: тех центральных сделал связующий. Для меня Вильям – феномен. Из всех бразильских связующих, которых я видел, он – лучший. И не только по нынешнему турниру.
«В РАБОТЕ БОРЩА Я ТОЖЕ НИКАКОЙ ИЗЮМИНКИ НЕ УВИДЕЛ»
– Павел Борщ сказал, что у «Зенита» не было запасного варианта на финал.
– Вы знаете, я читал его интервью и после Олимпиады, и после клубного чемпионата мира. У него в последние годы очень хорошо получается комментировать матчи. Он говорит очень красиво и много. Но говорить легче, чем делать. В этом году я ему дал возможность в сборной поработать со связующими. Какой-то изюминки, о которой он часто говорит, я не увидел. Это была хорошая работа, но я её видел и в 2004 году, когда мы вместе начинали в «Луче» – одно и то же. Там, где у него была возможность показать свою изюминку – пока по полсезона в каждом клубе. А советы давать проще всего.
– Если клубный чемпионат мира будет проводиться весной, многое поменяется?
– Что-то поменяется, если турнир будет проходить в Европе – адаптация будет не такой сложной, как сейчас. В Бразилии мы играли в зале с металлической крышей, которая очень сильно нагревалась. Поэтому +36 градусов – самая прохладная температура во время матчей. Плюс страшная жара на улице и во время полуторачасовых переездов до арены. Конечно, это всё непростое испытание для игроков, но это ни в коем случае не оправдание.
– Перед отъездом на клубный чемпионат мира у «Зенита» было довольно мало напряженных матчей.
– Мы радовались, когда у нас были даже напряженные партии. Это всегда полезно для команды. Уровень конкуренции в последнее время – частая тема для разговоров. Как ни прискорбно, наш чемпионат уже не самый сильный в Европе. Иностранцы, которые поднимали уровень турнира, разъехались. Это закономерность – к сожалению, экономическая ситуация в стране изменилась не в лучшую сторону. «Зенит» пока имеет возможность подписывать сильных легионеров. Нынешний состав был собран прежде всего для того, чтобы выиграть клубный чемпионат мира и утвердиться в роли сильнейшего клуба в Лиге чемпионов. Первую задачу не выполнили, постараемся решить вторую. При этом чемпионат страны и Кубок России для нас так же важны. «Зенит» – для всех серьезный раздражитель. Стоит недооценить соперника, он сразу накажет.
«СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА ИГРОКОВ СТАЛА НАМНОГО МЕНЬШЕ»
– Каким вы видите российский чемпионат через несколько лет?
– Трудно сказать. Всё будет зависеть от экономической ситуации в стране. Сейчас средняя зарплата игроков стала намного меньше, чем два - три года назад. Конечно, мы не берем Леона, Андерсона и Михайлова. Это топ-игроки. Но сейчас им готовы платить такие же зарплаты и в Китае, и в Италии.
– Кстати, отъезд российских игроков в европейские чемпионаты может быть полезен?
– То у нас хотят лимит на легионеров сократить, вы предлагаете наших ребят отправить в Европу. А в России-то кто будет играть? Но всё-таки, отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что несколько лет назад в суперлиге российский игрок, сидя на скамейке, мог получать такую же зарплату, как в Италии игрок основы. Поэтому и не ехали. Сейчас зарплаты подравнялись. С точки зрения волейбола поиграть в Италии или Франции для любого игрока было бы полезно – там много сильных специалистов.
– Генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Ярёменко в интервью заявил, что «Казань предлагала Егору Клюке очень привлекательные условия».
– У Клюки долгосрочный контракт с «Факелом». Как он мог к нам перейти? Да и вообще это было бы неправильно. Нам в упрёк ставили, что мы передержали Сивожелеза и Спиридонова на скамейке запасных. Клюку нам бы никто не отдал, да я и сам бы на это не пошел. В «Факеле» он лидер команды, и брать его в «Зенит» к Леону и Андерсону было бы нецелесообразно.
– Довольны тем, как выглядит в «Кузбассе» Виктор Полетаев, которого «Зенит» отдал в аренду?
– Доволен. Не хочется, чтобы это был лишь эмоциональный всплеск. Сегодня он показывает неплохой волейбол. Будем смотреть дальше.
«МНОГИЕ КАНДИДАТЫ В СБОРНУЮ – ВЫМЫШЛЕННЫЕ»
– Наверняка вы следите за новостями про сборную России. Что скажете о кандидатуре Радостина Стойчева, с которым вы в своё время работали в московском «Динамо»?
– Я с ним разговаривал три недели назад, и он сказал, что с ним никто не связывался. Может быть, сейчас что-то поменялось. Вообще, многие кандидаты, появляющиеся в российской прессе – вымышленные. Я, честно говоря, даже не знаю, допускает ли федерация вариант с тренером-иностранцем. Если да, то русскоговорящий Стойчев – хорошая кандидатура. 8 ноября состоится тренерский совет, и там будет обсуждение возможных тренеров сборной.
– То есть, решение будет коллективным?
– Его будет принимать федерация. Мы же можем только обсуждать и рекомендовать кого-то. В совет также входят Геннадий Шипулин, Сергей Шляпников, Николай Карполь, Юрий Маричев, Станислав Шевченко и Александр Ярёменко.
– Не можем не спросить про Алексея Вербова. Вы довольны тем, как он вживается в роль тренера?
– Мне кажется, эта тема слишком много обсуждается. Хотя это объясняется тем, что она неординарная. Алексей в шаге от завершения карьеры и я, взяв на себя ответственность, решил пойти на такую авантюру. Хочется помочь Алексею, тем более, для этого есть возможность. Он проводит некоторые тренировки, уже руководил командой в нескольких матчах и проводил предматчевые установки. Он выдерживает нагрузку, ему удается быстро перестраиваться. Тренируется до седьмого пота, а затем садится разбирать соперников. Алексей набирается опыта, а у меня появился помощник. Сложнее всего в этом плане игрокам, но пока они относятся к этой ситуации с пониманием.
– В прошлом году все международные матчи «Зенита» играл Теодор Салпаров. В Бразилии он оказался не совсем готов?
– У него последняя игровая практика была в апреле. Это сказалось. Он много тренировался, но именно игровой ритм набрать не успел, поэтому в Бразилии играл Вербов и играл хорошо. Это для меня даже стало сюрпризом. Видимо, сейчас у Алексея открылось второе дыхание. Если раньше были моменты, когда он жаловался на травмы, то сейчас тренерские мысли в голове, похоже, вытесняют всё остальное. Что касается Салпарова, то я на него рассчитываю. Он наберёт игровой ритм и поможет нам в Лиге чемпионов.
«ВОЛЕЙБОЛ НИКОГДА НЕ БЫЛ ХАМСКИМ ВИДОМ СПОРТА»
– Недавно Всероссийская федерация волейбола ввела систему штрафов – за карточки и неэтичные высказывания. Как вы к этому отнеслись?
– Волейбол никогда не был хамским видом спорта, но порядок должен быть. Я тоже получал карточки, причём заслуженно. Другое дело, что у нас могут штрафовать за то, что игрок вышел на площадку в носках разных фирм, но в то же время судьи могут не заметить, что одна из команд половину партии играет не в той расстановке. Нужно, чтобы они также несли ответственность за свои ошибки.
– Насколько сложно перед каждым матчем находить новые слова для команды?
– Это идёт от сердца. Говорю то, что чувствую. Вот мы говорили про слабую конкуренцию в чемпионате России, но с другой стороны могу сказать, что простых игр практически не бывает. Большая часть игроков «Зенита» – сборники, которые играют в сумасшедшем ритме. У них бывают спады, причем как физические, так и эмоциональные. Сам ощущал на себе отголоски работы в сборной без перерыва. Поэтому практически перед каждым матчем говорим о том, что нельзя расслабляться. Можно допустить ошибки, проиграть партию или матч, если соперник реально был сильнее, но нельзя проигрывать из-за того, что недооценил соперника.
– У вас богатая коллекция титулов. В чём для вас сейчас главная мотивация?
– Если бы я работал только для себя, может, смалодушничал бы и взял бы паузу. Но я понимаю, что есть Казань, есть Татарстан, где волейбол любят, есть Лига чемпионов, где мы представляем страну. Это основной стимул. Кроме того, всё ещё остаются вершины, которые не удалось покорить.
– Есть выражение «тренерское противостояние». Для вас это важно? Вот, например, в ближайшем туре вашим оппонентом будет Пламен Константинов.
– Нет. Для меня неважно, кто тренер команды-соперника. У каждого свои задачи, амбиции. На сегодняшний день «Локомотив» возглавляет турнирную таблицу – вот основная мотивация. Николай Павлов набрал форму, Лукаш Дивиш хорошо выполняет свою работу, либеро Эрик Шоджи облегчает жизнь связующему. Думаю, нас ждёт интересная и напряженная игра.
партнеры