24 октября 2016
Казанский «Зенит» вновь возвращается с клубного чемпионата мира без трофея. И пятая попытка взять единственную непокоренную вершину мирового клубного волейбола оказалась неудачной – как и в прошлом году, казанцы уступили в финале бразильскому «Сада Крузейро». Корреспондент спортивной редакции KazanFirst – о том, почему такой результат не выглядит удивительным и почему болельщикам не стоит расстраиваться.
Думаю, после последнего розыгрыша в третьей партии финала все игроки «Зенита» облегченно выдохнули: наконец-то этот кошмар закончился. «Сада Крузейро» в заключительном сете хладнокровно добил ошеломленного соперника, подарив праздник своим болельщикам. Но эти 25:15 в решающей партии вряд ли отражают реальное соотношение сил на площадке (хотя победа бразильской команды закономерна). Такое бывает: у соперника летит буквально все, а у тебя – не подается, не блокируется, не атакуется, причем первым темпом – вообще. Ну да ладно, тренеры лучше объяснят все цифры статистики этого матча, мне же хочется сказать несколько слов в защиту команды.
Бразильцы лучше
Давайте без экивоков: бразильский волейбол сильнее российского, европейского и североамериканского вместе взятых. И не говорите мне про Лондон-2012: во-первых, это было давно; во-вторых, собрать в одной команде игроков, как тогдашние Тетюхин, Волков, Михайлов и Мусэрский, ни у одного тренера сборной России еще, наверное, лет сто не получится; в-третьих, и тогда бразильцы не были слабее – разве что ментально безалабернее. Но то поражение пошло на пользу всему бразильскому волейбольному менталитету, в то время как мы, похоже, почивали на лаврах.
Именно потому, что бразильский волейбол – лучший в мире, «Крузейро», сильнейший бразильский клуб, в прошлом сезоне и выиграл все шесть возможных титулов. И стал сильнейшим на нынешнем клубном чемпионате мира.
А «Зенит» – первый после сильнейшего. Ничего не поделать, реалии сегодняшнего волейбола.
Наши скованнее
Уже который год в Казани перед каждым клубным чемпионатом мира вспоминают, что наша команда его не выигрывала. Говорилось об этом и нынче, и руководители «Зенита» не скрывают, что сегодня этот трофей – самый желанный для клуба. И каким бы ты суперпрофессионалом не был, это не может не поддавливать. Тем более, когда умом понимаешь: соперник объективно сильнее. И взять его можно, лишь поймав кураж в игре.
На мой взгляд, два момента в игре очень ярко подтверждают то, что давление это присутствовало. Первый – это середина второго сета, когда «Зениту» впервые в матче удалось выйти вперед на два очка. Еще в концовке первого сета Владимир Алекно в тайм-ауте попросил парней получить удовольствие от игры, и казалось, что казанцы раскрепостились. Но когда надо было во что бы то ни стало дожимать соперника, делать отрыв в очках более ощутимым – пошли ошибки. «Крузейро» же играл очень уверенно, и в концовке на этом самом кураже, который так был нужен игрокам «Зенита», хладнокровно уничтожил деморализованных казанцев, играя в свое удовольствие.
«Зениту» не с кем играть в Европе
Напомните мне, когда «Зенит» в последний раз играл с соперником такого уровня, как «Сада Крузейро»? Правильно, на прошлом клубном чемпионате мира – с тем же «Сада Крузейро». И в том турнире команды разошлись с ничейным счетом 1:1 – все отличие в том, что бразильцы выиграли в финале. В этом году счет мини-серии – 2:0 в пользу хозяев клубного ЧМ. И им было наплевать на предрассудки о том, что по ходу одного турнира нельзя дважды выиграть у одной и той же команды, примерно равной тебе по классу.
При всем уважении к «Трентино», даже команда такого уровня, видимо, уже не может дать «Зениту» то напряжение, какое необходимо постоянно иметь в официальных матчах, чтобы играть на равных с лучшим бразильским клубом. Волевая победа «Зенита»в финале Лиги чемпионов CEV в апреле этого года и 3-0 в полуфинале нынешнего клубного ЧМ – яркое тому подтверждение. Да и встречаемся мы с клубами такого класса, дай бог, раз-два в году. В России же соперничать с «Зенитом» сегодня не в состоянии даже «Белогорье».
Что делать? Отменять лимит!
Гегемония «Зенита» и в России, и в Европе наталкивает на очевидную и, как мне кажется, здравую мысль: в чемпионате России нужно отменять лимит на легионеров. Я не знаю зарплат волейболистов, но логика подсказывает, что если бы у нас платили меньше, чем в Европе или Южной Америке, наши сильнейшие игроки уехали бы туда. Значит, у нас платят больше, при этом очевидно, что нужный паспорт – одна из причин того, из-за чего платят больше. Не нужно будет доплачивать за паспорт – увеличится число кандидатов на место в составе любого российского клуба.
Представляете, как было бы здорово, если бы в чемпионате России появилась команда, за которую одновременно играли бы Эвандро, Леал и Симон? Не исключаю, что этой командой могла бы стать казанская, но тогда ей противостояли бы условные Михайлов, Андерсон и Ащев. И вообще, во всех клубах пошла бы такая движуха, какой не было со времен возвращения в Россию наших великих «итальянцев» Фомина, Олихвера, Тетюхина, Шулепова, Яковлева. За счет чего, собственно, мы и доросли до олимпийских чемпионов.
Что там говорили мудрецы про развитие истории по спирали? Очень похоже, российский волейбол прошел очередной виток этого развития, и надо что-то делать. Тогда, в начале нулевых, в наш волейбол пришли деньги, благодаря чему домой вернулись настоящие российские звезды. Сегодня же деньги (правда, одного клуба) убили конкуренцию в чемпионате страны, а лимит не позволяет уронить рынок зарплат. Так, может, ну его к лешему, этот лимит? Глядишь, конкурируя с приглашенными бразильцами в нашем чемпионате, к 2020-му у нас появятся игроки, которые на Олимпиаде в Токио смогут что-то их сборной противопоставить.
Клубный чемпионат мира. Финал
Сада Крузейро – Зенит-Казань – 3:0 (25:21, 25:23, 25:15)
Сада Крузейро: Вильям-К, Эвандро (14), Леал (13), Симон (7), Родриго (3), Исак (10) – стартовая шестёрка, Ногейра (либеро), Фернандо, Ренан, Леозиньо.
Зенит-Казань: Андерсон (5), Леон (13), Вольвич (3), Ащев-К, Бутько (1), Михайлов (10) – стартовая шестёрка, Вербов (либеро), Гуцалюк (1), Кобзарь, Сивожелез.
23 октября. Бетин (Бразилия). «Дивино Брага». 6500 зрителей.
Судья Шаабан (Египет).
партнеры