22 февраля 2016
Их нельзя назвать на сто процентов дебютантами — в разные годы в Суперлиге выступали и мужская, и женская команды Красноярска. Но в текущем сезоне произошло важное событие как для отечественного волейбола в целом, так и для региона — в мужской и женской самых высших лигах появилось два «Енисея». И можно с уверенностью сказать, что обе команды одного клуба определенно закрепились в стане сильнейших, не замахиваются на высокие места, их пока вполне устраивает середина таблицы. Зачем Красноярску, вопреки сложившейся в последние годы тенденции, — когда и одному-то клубу не просто выживать в сегодняшней кризисной обстановке, а посему женские команды Суперлиги исчезли в Белгороде и Новом Уренгое, а в Краснодаре две команды уживаются с трудом, — понадобилось заявлять сразу два коллектива? Об этом обозреватель «Чемпионата» беседует с генеральным директором клуба «Енисей» Эдуардом Носковым.
— Поначалу каждая команда развивалась по своему вектору. И пять лет назад руководство края приняло решение объединить мужской и женский коллективы в единый клуб. Мы к этому не были готовы, да и особого желания создавать единую структуру не было. Но ситуация сложилась таким образом, что, объединившись, женская команда с ходу смогла пробиться в Суперлигу, чего мужчинам сделать не удавалось. И мы должны быть благодарны девчонкам за то, что на нас сразу обратили внимание. Единственное, что тогда — три года назад — не удалось, — скомплектовать коллектив, который мог бы удержаться среди сильнейших: к моменту, когда нам предоставили возможность сыграть в Суперлиге, все хорошие игроки были уже разобраны. К нам пришла хорошая сербская связующая Бояна Радулович, выстрелила Маша Попова, которая в матче с казанской командой установила рекорд, набрав 50 очков. Но у нас оказалась слабая скамейка, не хватило буквально одной хорошей доигровщицы, и пришлось покинуть высший дивизион.
— Но сегодня в группе сильнейших выступают уже и мужская, и женская команды.
— Вообще, если ставить перед собой задачу бороться за награды, то держать в клубе две команды нереально. Перед нами пример краснодарского «Динамо». Одно время там и мужчины, и женщины ставили перед собой максимальные задачи и комплектовались соответствующим образом. Не знаю, что там происходило за кулисами, но так продолжалось недолго. Женщины ещё как-то оставались на плаву, а мужская команда была на грани закрытия. И даже в столь непростое время южане замахивались на суперигроков. А сегодня оказались в числе клубов-должников, которые могут попасть под санкции Европейской конфедерации волейбола.
Нет, это не наш путь. Мы стараемся сохранять определённый баланс, хотя прекрасно понимаем, что наш зритель предпочитает мужской волейбол. В последние четыре года мы наращивали материальную базу, готовили своих игроков, не предпринимая решающих шагов для выхода из высшей лиги «А». И только подготовив серьёзный плацдарм, усилив прошлогодний состав двумя опытными волейболистами — не звёздами, но игроками известными — Александром Мочаловым и Филиппом Воронковым.
Ну и, конечно, нельзя недооценивать вклад Юрия Чередника. Моё мнение: он сегодня входит в число трёх-четырех тренеров, которые умеют и хотят работать. Мы рассматривали много кандидатур, присматривались к различным специалистам и остановились именно на Череднике. У него была мотивация: он хотел вернуться в большой волейбол, доказать, что способен со своей командой добиться максимума. Наверное, Юрий мог оказаться в Красноярске и годом раньше, но у него были семейные проблемы. Да и материально мы вряд ли потянули бы специалиста такого уровня сразу после его ухода из московского «Динамо». А чуть позже он пересмотрел своё отношение, понизил планку своих амбиций и увидел перспективу, какую мы смогли ему нарисовать: вывести коллектив в суперлигу и с ним продолжать работать. Я тогда сразу почувствовал, что предложение его заинтересовало. И сегодня он доказывает, что и не с самой звёздной командой можно добиваться неплохого результата. Что будет дальше, сказать не берусь. Но к профессиональным качествам Чередника со стороны руководства клуба никаких претензий нет и быть не может.
— Меня поразил один факт: во время трансляции вашего самого первого календарного матча в Суперлиге на трибуне кемеровской «Арены» я увидел губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. А не так давно его же — на трибуне в новосибирском «Севере». Давно сделал для себя важный вывод: если первое лицо с таким интересом относится к спорту вообще и к волейболу в частности, поддержка сверху клубу обеспечена.
— Полагаю, что такое внимание Виктора Александровича — это часть сегодняшнего, так скажем, промежуточного успеха «Енисея». Я познакомился с ним в Новосибирске на матчах «Локомотива» в бытность Толоконского полпредом президента в Сибири. И года через полтора его назначают к нам губернатором. К этому моменту он видел уже и «Финал четырёх» Лиги чемпионов, и матчи топовых команд, короче, разбирался в волейболе. Он пришёл к нам на последнюю встречу предыдущего сезона, когда мы уже завоевали путёвку в суперлигу, и убедился, что это вовсе не студенческая команда, как он думал вначале, что в составе у нас есть и кубинец Йоандри Диас, который в своё время играл в сборной своей страны вместе с Леоном, и тот же Антти Силтала, капитан сборной Финляндии. Заключение губернатора было знаковым: «Вам нечего делать в высшей лиге „А“!» И устроил такое чествование, какое прежде устраивали только чемпионам страны, настоящим, а не во второй по рангу группе. И пообещал помогать по мере возможности. А мы многого и не просили. Коллеги из других видов спорта даже завидуют, что губернатор так к нам относится. Но если человек реально любит волейбол, это же здорово! Ну, и пару подвигов, которые мы в этом году совершили, в том числе и победа в Кемерове, после двух первых проигранных партий, ещё больше настроили Виктора Александровича оказывать нам поддержку. За что мы ему безмерно благодарны.
— Но ведь амбиции не закончатся на середине таблицы. Знаю, что в крае идёт серьезная работа по развитию волейбола, несмотря на колоссальные расстояния между районными центрами. Со временем и губернатор скажет, что пора и о медалях подумать.
— Так высоко замахиваться пока нет смысла. Для начала надо попасть в серию плей-офф и пройти хотя бы первый круг. Замахиваться даже на зону еврокубков пока рановато. Нам важно сохранить стабильность результатов и пытаться постепенно, шаг за шагом двигаться выше.
— Пока вы ни слова не сказали про женскую команду. Какие у неё задачи?
— По положению о соревнованиях, в текущем году из высшего дивизиона никто не вылетает. И мы могли оставить прошлогодний состав, заняли бы 10-11-е место. Но мы по этому пути не пошли. И губернатор, посетив первый матч против «Уралочки», заговорил о необходимости усиления состава, иначе «зритель уйдёт». И если бы не череда травм в межсезонье и по ходу сезона, мы бы смотрелись сегодня иначе и занимали место выше. Мы взяли сербку, которая нам очень помогла, пока не выбыла из-за травмы, мы сохранили группу наших перспективных красноярских девчонок, что тоже немаловажно. Да и тренер опытный, дважды выводивший сборную Белоруссии на чемпионаты Европы. Да, сегодня ему работать тяжело — полкоманды в лазарете. Но так сложилось, и мне не хотелось бы сваливать на Виктора Гончарова все напасти текущего сезона.
— Но мне рассказывали и про успешную работу училища олимпийского резерва в Дивногорске, девочки которого представляют клуб в молодежной лиге.
— Ряд воспитанниц играют уже и в основном составе «Енисея», а Светлана Сербина выступала за студенческую сборную на Универсиаде. Несколько воспитанниц училища входят в расширенный список кандидатов в различные сборные. Для трёх лет работы дивногорского «филиала» это совсем неплохо.
партнеры