— Вы только что вернулись из Лозанны, где проходили многочисленные комиссии и Административный совет ФИВБ. И весьма странным выглядело обошедшее все спортивные СМИ сообщение, что руководители всех континентальных конфедераций выразили полную поддержку действующему главе ФИВБ бразильцу Ари Грасе в преддверии выборов на конгрессе, который пройдёт только в начале октября текущего года в Буэнос-Айресе. Ведь не секрет, что бразилец допустил ряд серьёзных просчётов в ходе своей работы, прежде всего это касается вопросов отбора к Олимпийским играм. В его адрес было направлено немало критических стрел. И вдруг — полное доверие… Тем более что по новому уставу президент ФИВБ избирается теперь сразу на восемь (!) лет, до 2024 года.
— Вы абсолютно правы. Граса, много сделавший для развития волейбола в мире в целом, в самом деле настоял на принятии ряда неверных решений, в частности касающихся квалификационных предолимпийских соревнований. Но он из тех людей, который готовы признавать и исправлять свои ошибки, умеет прислушиваться к мнению окружающих его специалистов из сильных волейбольных стран.
— Был ли в повестке заседания Административного совета пункт о том, что нужно изменить систему отбора к Олимпийским играм?
— Официально такого вопроса в повестке дня не было. Но в кулуарах, разумеется, об этом много говорили. Поэтому в преддверии отчётно-перевыборного конгресса ФИВБ в июне в Санкт-Петербурге пройдёт неформальная встреча представителей ведущих волейбольных федераций Европы — России, Польши, Италии, Болгарии, Турции, с участием президент Грасы и президента Европейской конфедерации волейбола серба Александра Боричича. Там наверняка будут подняты многие из наболевших вопросов, в том числе и касающиеся системы олимпийского отбора. Это будет дружеский разговор, без какого-то официального статуса. Но подобные обмены мнениями всегда бывают очень полезными.
— Но у вас-то наверняка есть собственное представление, как должен происходить предолимпийский отбор. Спрашиваю это ещё и по той причине, что Олимпиада-2020 пройдёт в Токио. А известно, что именно Япония всегда организовывала большую часть отборочных турниров, включая Кубки мира, прежде всего с той целью, чтобы сборные этой страны смогли квалифицироваться на Игры. В Токио же японцы будут допущены автоматом.
— Я так вижу систему олимпийского отбора: кроме страны-организатора, путёвку на Игры должны получать победители предшествующего Олимпиаде каждого континентального чемпионата. Кроме того, для каждой конфедерации должны существовать заранее объявленные квоты, определяемые на основе мирового рейтинга ФИВБ. Дело в том, что один конкретный турнир даже сильная сборная может провалить по различным причинам, скажем, из-за травм ведущих игроков. А существующий мировой рейтинг — показатель долгосрочной работы конкретной федерации, и он более объективно отражает существующую ситуацию в современном волейбольном сообществе. И уж точно квоты эти должны распределяться в зависимости от занимаемых в рейтинге мест. То есть Европа должна иметь их заметно больше, чем любой другой континент.
— Тут с вами трудно не согласиться. Ведь сегодня в первой дюжине мирового рейтинга семь стран представляют Европу, но Болгария (7-я позиция), Германия (9-я) и Сербия (12-я) уже оказались за бортом Олимпиады, зато в Рио могут поехать, например, сборные Мексики, Алжира, даже Чили. Максимальное же количество европейских стран, которые могут сыграть в олимпийском турнире сегодня, — четыре.
И ведь могло так случиться, что чемпион мира — сборная Польши — уступила бы команде Германии на отборе в Берлине и не попала на последнюю квалификацию в Токио. Один мяч мог решить всё. Речь же о стране, где волейбол не просто любят, где не просто 65 тысяч человек заполнили трибуны стадиона в Варшаве в день открытия чемпионата мира, а где наш вид спорта вообще лидер по популярности. А теперь не у дел оказались немцы, между прочим, бронзовые призёры мирового чемпионата — 2014.
Убеждён: на Игры должны попадать только сильнейшие команды мира. Похоже, президент ФИВБ это тоже понял.
— Несколько слов о внутренних делах. Президиум утвердил программу подготовки наших команд к Рио?
— Программу подготовки мы больше обсуждали на тренерском совете. Детального плана пока нет, президиум поручил как раз его подготовить, а позже он будет утверждён.
— Ваше мнение о новой системе проведения Мировой лиги.
— Начну с того, что именно наша федерация явилась инициатором изменения системы. Чтобы мы ни говорили, а восемь команд для «высшей лиги» маловато. К тому же сейчас будет меньше перелётов, появляется возможность постоянно встречаться с сильными соперниками и вероятность попадания в финальную часть таким образом увеличивается. Да и зрителям интереснее, когда их сборная играет турнир с разными командами, а не встречается дважды в одном месте с одним и тем же соперником.
— Известно, когда начнётся непосредственная подготовка к Играм?
— Во второй половине мая. И это при том, что чемпионат страны мужчины завершат 12 апреля, а в случае попадания наших клубов в «Финал четырёх» Лиги чемпионов на несколько дней позже. Но в период до начала первых сборов все кандидаты в команду должны будут пройти самое серьёзное медицинское обследование. После чего для каждого игрока будет составлена специальная программа, и, при необходимости, федерация готова направлять отдельных волейболистов на лечение даже с семьями.
Тот факт, что мы заранее завоевали олимпийскую лицензию, дал возможность игрокам полноценно отдохнуть после труднейшего сезона и залечить свои болячки.
Что касается Мировой лиги, то этот турнир будет играться полностью составом с самого начала. Задача — попасть в финальную часть, которая пройдёт в Польше.
— Но какая-то ротация игроков предусмотрена?
— На Мировую лигу в заявку включаются 19 волейболистов. Поэтому, конечно, тренеры могут варьировать состав в случае необходимости. Но изменения, если и будут, то минимальные. А на Игры отправится только дюжина волейболистов. Причём финальный турнир Мировой лиги завершится 17 июля, а 18-е — последний день подачи олимпийских заявок. Так что к этому времени состав сборной будет практически определён.
— А где наши команды будут проходить акклиматизацию?
— Непосредственно на месте, в Рио-де-Жанейро. Сборные отправятся туда первым же чартером. К тому же, помимо официально предоставляемых организаторами времени и места тренировок, наши команды, как и в Лондоне, будут тренироваться в арендованном нашей федерацией зале.