29 декабря 2015
Слова из песни «Атланты» известного барда Александра Городницкого отражают сегодняшнюю ситуацию в волейболе.
На недавнем заседании Наблюдательного совета Всероссийской федерации волейбола итоги выступления мужской и женской сборных России в завершающемся году получили негативную оценку. Иного вряд ли можно было ожидать: основная задача — завоевание олимпийских путёвок — оказалась невыполненной.
Что касается представителей сильного пола, то тут двух мнений быть не могло — провал полный: всего одна победа в дюжине матчей группового этапа Мировой лиги привела к смене тренера; неудачное выступление на Кубке мира в Японии — проигрыши соседям по континенту из Польши и Италии, а также победителям турнира американцам, и только 4-е место всего при двух стоявших на кону олимпийских путёвках; наконец, бездарный четвертьфинальный матч против итальянцев на чемпионате Европы, в котором сборная России выглядела этакой боксёрской грушей против запредельно мотивированных хозяев турнира с Апеннин.
А вот что касается оценки, полученной командой Юрия Маричева, то у строгих заседателей из Наблюдательного совета нашлись оппоненты. Например, такой авторитетный специалист, как многолетний руководитель научной группы ВФВ Фаина Иорданская, чуть ли не с кулаками набросилась на меня, пытаясь доказать ошибочность признания неудовлетворительными итоги года для женской команды. Разумеется, в сравнении с мужчинами, которые провели худший сезон в ХХI веке, Наталия Обомочаева и Ко выступили бесспорно достойнее — первые (второй раз подряд) в Европе, вторые — на Мировом Гран-при, осечка произошла на Кубке мира, где, на мой взгляд, всё решилось в матче с Сербией, в котором россиянки вели 2:0 по сетам, но неоправданно уступили, оказавшись без олимпийской лицензии. Таким образом, объявленная перед сезоном задача выполнена не была. Потому и успехи в прочих турнирах года не смогли компенсировать неудачу на Кубке мира в Японии. Отсюда и неудовлетворение от исходов года обеими главными командами.
Могли результаты быть иными? Никаких сомнений. Если бы не было допущено большого количества ошибок. При этом исключаю любые оправдания про травмы ведущих игроков, хотя это и соответствовало действительности. Но, в отличие от прочих сборных, той же американской, в которой каждый год буквально из неоткуда появляются новые игроки, сразу же твёрдо занимающие место на площадке, у россиян же увидеть в основном составе новое лицо — большая редкость. И это при том, что резервистов более чем. Не то что у тех же победителей последнего Кубка мира. Вот только тренеры не всегда делают верный точечный выбор.
Что касается мужской команды, то бездарное, бессистемное выступление команды на мировом чемпионате-2014 в целом оказалось в тени травм диагональных и ряда игроков других амплуа по ходу тяжелейшего турнира. Но по итогам мирового первенства должных выводов сделано не было. Тогда бы, уверен, не случилось тех 11 поражений кряду в Мировой лиге-2015. Эти кошмарные неудачи не только негативно подействовали на наших игроков, но, и это гораздо хуже, вселили в соперников уверенность, что россиян можно обыгрывать, причём порой не прикладывая для этого особых усилий. Плюс некоторая самоуспокоенность, вера в собственную незаменимость, которая появилась у ряда волейболистов и тренеров после успеха в Лондоне в 2012-м, а позже в Белу-Оризонте на Мировой лиге и Копенгагене на чемпионате Европы в 2013-м. Этим и только этим психологическим срывом могу объяснить, что вдруг опустились руки у лидеров команды Максима Михайлова, Дмитрия Мусэрского и ряда других ведущих игроков под своеобразным кавалерийским наскоком «макаронников» в четвертьфинале континентального первенства. Да и самого Владимира Алекно эта бесшабашная на первый взгляд, а на самом деле хорошо просчитанная атака хозяев ввела в некоторое заблуждение. И не нашлось в том матче никого, исключая разве что дебютанта сборной Егора Клюки, который не поддался на итальянскую «провокацию», а продолжал делать на площадке то, что умеет.
Это была серьёзная встряска, позволившая понять, что ты уже не на троне, не на высоте, что тебя догнали и перегнали, что тебе вновь надо пахать и пахать, чтобы взойти на вершину и доказать свою состоятельность. И как доказательство провала: не дойдя каких-то пары шагов до первой ступени мирового рейтинга, мы вдруг опустились со второй позиции на третью, уступив полякам и чуть опережая итальянцев (1. Бразилия — 330. 2. Польша — 286. 3. Россия — 274. 4. Италия — 268).
И если неудача на Кубке мира заставила более серьёзно посмотреть вокруг, то оплеуха от итальянцев на чемпионате Европы, на котором мы в итоге заняли худшее за все годы существования самостоятельного российского волейбола итоговое место, стало уже серьёзным звоночком и, надеюсь, подтолкнёт к более решительным шагам, связанным с некоторой сменой состава, к которой мы в итоге хоть и с опозданием, но приступили. Прекрасно понимаю Владимира Романовича в сегодняшней ситуации: везти на олимпийский отбор в Берлин дебютантов — всё равно что согласиться на публичную казнь. И он совершенно справедливо призвал под знамёна тех, кто лучше проявил себя в первые месяцы текущего сезона, среди которых больше проверенных бойцов, «атлантов» при участии ряда молодых игроков.
Самое примечательное, что все неудачи основной команды проходили на фоне успешного выступления всех наших молодёжных и прочих сборных и клубных команд на крупнейших соревнованиях, в том числе чемпионатах мира и Европы, студенческих и Европейских играх. И не удивительно, что в рейтинге ФИВБ для волейболистов до 21 года Россия уверенно лидирует — 130 баллов, у идущих вторыми аргентинцев — 116, у молодых китайцев — 106.
В этой категории (до 20 лет) у девушек Россия всего лишь 8-я с 45 пунктами, тогда как у лидеров из Доминиканской Республики — 122, Бразилии — 120, лучшей из европейских девичьих сборных Сербии — 90… Зато во взрослой классификации россиянки лучшие среди прочих представителей Европы, хотя долгие годы уступали той же Сербии, Италии, Германии и даже Турции. Сегодня же перед нашей сборной (253 балла) только США — 350, Китай — 310 и Бразилия — 302. Команды, с которыми наверняка придётся сыграть в Рио, если мы туда попадём.
По ходу сезона сборных Маричев перепробовал в сборной нескольких волейболисток в основном на проблемных позициях — в доигровке и ещё в центре сетки. Выиграть же единственное соревнование удалось, когда тренер доверил место на приёме юной Ксении Ильченко, а на блоке Ирине Фетисовой, которая, хоть и прошла в сезоне со сборной весь многомесячный путь, но на площадке появлялась редко, и Ирине Заряжко, которая, по мнению «Чемпионата», должна была сыграть за сборную и в финале «Гран-при», и уж тем более на Кубке мира, но была призвана под знамёна лишь на чемпионат континента, где подтвердила нашу в неё веру и доказала, что была нужна команде и раньше. Глядишь — и путёвку олимпийскую мы уже имели бы…
А теперь нам предстоит за них биться — за эти заветные лицензии. И надежда, что они нам достанутся, живёт. Напомню при этом слова из песни «Атланты» Городницкого, которые в полной мере относятся и к кариатидам: «И жить ещё надежде/ До той поры, пока/ Атланты небо держат/ На каменных руках». И чуть дальше: «Их тяжкая работа/ Важней иных работ:/ Из них ослабни кто-то -/ И небо упадёт».
И в Анкаре, и в Берлине важно, чтобы ни одни руки не ослабли, чтобы небо не упало.
партнеры