22 июня 2015
Восемь проигранных матчей подряд изменили отношение болельщиков к сборной России и её руководству. В чём дело?
Президент Всероссийской федерации волейбола, член административного совета ФИВБ Станислав Шевченко откликнулся на призыв «Чемпионата» и встретился с обозревателем портала, чтобы ответить на наболевшие у всех вопросы.
— Как правило, мы беседуем обстоятельно на старте и на финише сезона. Но сегодня возникла необходимость услышать авторитетное мнение руководства национальной федерации после провального выступления команды в первый месяц Мировой лиги. Что же произошло с мужской сборной, которая в последние годы являлась эталоном для всех отечественных команд в игровых видах спорта?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего определить, а что, собственно, это за соревнование такое — Мировая лига. Прежде всего это коммерческий турнир, в котором каждая сборная ставит конкретные цели — либо наиграть состав, проверить в деле новых игроков, либо заработать деньги, поборовшись за главный приз в миллион долларов. Что касается российской команды, то о завоевании первого приза в данном случае речь не шла с самого начала — нам было важнее использовать турнир в качестве теста для отдельных игроков, включение которых в состав на главное соревнование сезона — Кубок мира — было под вопросом. К сожалению, многие подзабыли, что в счастливом для нас олимпийском 2012 году российская сборная опять-таки не попала в «Финал шести» Мировой лиги, причём не из такой сильной группы, как сейчас, а из четвёрки, в которой играли Япония, Куба и Сербия вторым составом.
Поэтому с самого начала мы знали, что результат не будет блестящим, но и к восьми поражениям подряд готовы не были. Однако уже сейчас, даже при столь негативном выступлении, мы практически достигли поставленной цели: стало ясно, кто из волейболистов продолжит играть за сборную, а кто её покинет. При этом следует учесть, что за команду в текущем сезоне не выступали основной связующий Сергей Гранкин и один из лидеров Дмитрий Мусэрский. Да и Максим Михайлов лишь формально был заявлен на каждый матч из-за проблем с плечевым суставом. Если добавить сюда тех, кто здорово смотрелся в российском чемпионате, скажем, того же Сергея Тетюхина, то получится основа сборной. Попробуйте из любой команды убрать четырёх ведущих волейболистов и посмотрите, как она будет играть. Сомневаюсь, что лучше, чем российская команда в её нынешнем составе.
При этом прекрасно осознаю, что это всего лишь отговорки, которые не снимают с команды и тренеров ответственности за результат.
— Значит, соответствующие выводы будут сделаны?
— Причём незамедлительно после завершения группового этапа Мировой лиги. Мы соберём тренерский совет из бывших руководителей сборных команд, авторитетных специалистов, в который входят Николай Карполь, Геннадий Шипулин, Сергей Шляпников и Владимир Алекно. Должен отметить, что эффект от таких, пусть и неофициальных, посиделок, которые становятся правилом, только положительный. Хотя дискуссии бывают бурными, споры затяжными, но всё завершается на позитиве, и ведущие специалисты приходят к консенсусу. Мнение этого своеобразного «совета старейшин» нам очень помогало в предыдущие годы для достижения нужного результата. Не сомневаюсь, что и на сей раз последует правильный вывод из происшедшего, и президиуму федерации уже придётся принимать решение на основе авторитетного мнения ведущих тренеров.
— И всё равно согласитесь, что ошибки тренерские по ведению игры видны даже мне, не специалисту.
— Соглашусь. При этом отмечу, что вешать всех собак на тренера, игроков или какого-то одного конкретного волейболиста не имеет смысла. Из любого результата, даже негативного, следует извлекать пользу, делать правильные выводы. Да, мы действительно видели просчёты, общались с тренером, указывали на ошибки.
— Вам ведь со стороны действительно виднее. Если не ошибаюсь, вы курируете тренерскую комиссию ФИВБ по линии административного совета этой международной организации. А саму комиссию возглавляет француз Филипп Блен, один из соавторов победы сборной Польши на прошлогоднем чемпионате мира. И любые нюансы тренерской работы вам не чужды.
— Кстати, должен сказать, что в дуэте Блен — Антига именно Филипп являлся генератором идей, хотя всё время остаётся в тени своего бывшего ученика. А знаете, что прежде всего сделали французы и что и позволило им достичь такого высокого результата? Они избавились от тех, кто не хотел играть за сборную. У поляков в составе было много известных имён, но не было единого коллектива.
— А у нас ведь сейчас тоже не видно команды.
— Давайте всё-таки будем судить по Кубку мира, по достижению конечного, а не промежуточного результата. Те же поляки в прошлом году на Мировой лиге опять-таки в финал не попали, а мировой чемпионат выиграли.
— Вы допускаете, что перед началом подготовки непосредственно к Кубку мира в первую сборную войдёт ряд игроков из команды Сергея Шляпникова, выступающей сейчас на первых Европейских играх в Баку? Ведь буквально на каждой позиции в нынешнем составе у Андрея Воронкова требуется усиление.
— Да, мы ещё ничего про это не сказали, что играем на два фронта, что, собственно, так и было задумано с самого начала. И я почти не сомневаюсь, что три-четыре волейболиста из бакинского состава вольются в сборную перед Кубком мира. При этом, общаясь с Сергеем Константиновичем, имея исчерпывающую информацию, должен выделить игроков, которые были отправлены на усиление из первой команды и очень ответственно подошли к своим обязанностям, что работает им в плюс. Кстати, не исключаю, что, выступай ряд волейболистов из бакинского состава в Мировой лиге, в которую они также были заявлены, сборная смотрелась бы иначе.
— Принимая во внимание слабый результат первой команды на групповом этапе Мировой лиги, план подготовки к Кубку мира останется прежним?
— В общих чертах да. Сроки и места подготовки останутся те же. Команда будет тренироваться в Новогорске и Анапе. Но изменения безусловно будут. Прежде всего в том, что касается спарринг-матчей. Уже сегодня у нас есть на этот счёт конкретные договорённости. И товарищеских матчей будет предостаточно, это необходимо.
Завершая наш разговор, ещё раз отмечу, что сегодня у руководства федерации есть чёткое представление, кто продолжит подготовку в составе сборной к главному соревнованию года в Японии в сентябре.
партнеры