В общей сложности российские и советские команды становились клубными чемпионами Европы двадцать раз! Это если учитывать Кубок чемпионов, на смену которому в 2000 году пришла Лига. По общему числу завоеванных трофеев наш волейбол еще прошлой весной опередил Италию (теперь – 20 против 18) и в ближайшем будущем наверняка продолжит наращивать свой отрыв.
"Зенит", "Локомотив", "Белогорье", снова "Зенит"… Вот перечень победителей Лиги за последние четыре года. Заодно это список главных фаворитов турнира, каждую осень публикуемый букмекерами. А теперь представьте, если бы на чемпионаты мира и Олимпиады мы могли выставить не одну, а сразу две-три "клонированные" сборные. Представили? И чему тогда были бы равны шансы конкурентов сместить нас с трона? Нулю или нулю целым одной десятой?..
В Лиге чемпионов подобная картина наблюдается уже давно. Этот турнир – наша вотчина, самая настоящая "территория России". Если бы не регламент, Лига регулярно завершалась бы российским финалом. И остальным волейбольным державам не пришлось бы рассчитывать даже на то, что в одном отдельном матче может случиться всякое. Как, например, случилось этой весной в 1/8 финала у "Белогорья" с "Халькбанком". Или в 1/4 – у "Локомотива" с "Жешувом".
Реванш за осечки Белгорода и Новосибирска не заставил себя долго ждать. За честь собратьев по суперлиге ожидаемо постоял "Зенит" – суперклуб, который с ноября прошлого года потерпел во всех турнирах одно-единственное поражение. Да и то от "Халькбанка" на тай-брейке, выигрывать который казанцам было вовсе не необязательно, так как путевка в "Финал четырех" уже имелась у них в кармане…
Пожалуй, после Анкары остановить "Зенит" на пути к третьему континентальному триумфу было некому. При всем уважении к веселенькому "Берлину". И к обоим "делегатам" от Польши, которая, завоевав золото ЧМ-2014, видимо, вознамерилась поконкурировать с Россией и на клубной ниве. Что ж, как говорится, попытка не пытка. Но, судя по воскресному финалу "Зенит" – "Жешув", желания поляков явно не соответствуют их возможностям. Если Италию и Турцию они с грехом пополам обскакали, то на "российской территории" им пока делать нечего.
Решающий матч турнира вообще получился неприлично "односторонним". Совсем не таким, как оба предыдущих победных для "Зенита" финала Лиги – против "Пьяченцы" в 2007-м еще с Виктором Сидельниковым на тренерском мостике и против "Скры" в 2012-м уже с Алекно. Тогда приходилось вырывать победы в душещипательных пятых партиях, сейчас все ограничилось тремя сетами. Впрочем, ведь в те годы российская клубная гегемония в Европе еще только формировалась, а сегодня она уже непреложный факт.
И очень приятно, что на этот раз успех "Зениту" принес не иностранный, как Ллой Болл-2007 или Валерио Вермильо-2012, а российский связующий. Причем связующий, не имеющий опыта выступлений за сборную. 24-летний Игорь Кобзарь – не меньший герой "Финала четырех", чем 21-летний Вильфредо Леон, которого абсолютно заслуженно удостоили звания MVP. Наличие в составе "Зенита" суперкубинца – знак качества нашей лиги. А вот блестящая игра Кобзаря – залог будущих успехов России как в Лиге чемпионов, так и в турнирах сборных, которые с приближением Игр-2016 в Рио-де-Жанейро стремительно выдвигаются на первый план.
То же самое касается и Максима Михайлова, своей игрой в берлинском "Финале четырех" доказавшего право вернуться на место основного диагонального сборной России. Впрочем, впереди у него, Кобзаря и К – испытание посложнее Берлина. Наклевывающаяся золотая серия российского плей-офф между "Зенитом" и "Белогорьем" обещает стать главным событием европейского клубного волейбола.
Лиге чемпионов (будь неладен ее регламент) о таком звездном и непредсказуемом финале остается только мечтать.