Загадки перед финалом: Маруф или Кобзарь, сыграет ли Апаликов?
То, что в "Финале четырех" "Зенит" не сможет рассчитывать на Алексея Вербова и Александра Волкова, было известно давно. Опытнейший либеро казанцев хоть и находился в заявке команды в играх чемпионата России с московским "Динамо", но его появление на площадке было возможно только в экстренном случае. Рисковать здоровьем Вербова при классно играющем Теодоре Салпарове, названном лучшим в своем амплуа по итогам "раунда шести", было бы неправильно. Только недавно восстановившийся после травмы Волков не был заявлен за "Зенит" для участия в Лиге чемпионов, а вот состояние капитана казанцев Николая Апаликова, повредившего мениск за неделю до игры с "Берлином", вызывало опасения.
По аэропорту Казани он гулял слегка прихрамывая, что наводило на определенные мысли, а на вопрос о травме блокирующий нехотя ответил, что с ним все в порядке. Это подтвердила первая тренировка "Зенита" в "Макс Шмелинг Холле". Апаликов, разминаясь в паре с Владиславом Бабичевым, выполнял все упражнения и подавал в полную силу. Все остальные игроки главных фаворитов "Финала четырех" также были в строю.
Еще одна загадка, которая тревожила болельщиков "Зенита" перед игрой с "Берлином": кто будет основным связующим команды в ключевых играх сезона? Новичок Саид Маруф невыразительно провел последние матчи и в полуфинале суперлиги был заменен на Игоря Кобзаря, с которым "бело-синие" выиграли Кубок России. На последних тренировках в старте работал именно Кобзарь, но от Владимира Алекно можно было ждать любых сюрпризов. На первый розыгрыш матча с "Берлином" вышел Маруф и сразу же отдал удобный пас на Вильфредо Леона, который вбил мяч в пол.
Седьмой игрок
Хозяева турнира уступают в силе польским "Скре" и "Ресовии", составивших вторую полуфинальную пару, и уж тем более их не сравнить с турецким "Халкбанком", который достался "Зениту" в "раунде шести". Но это крепкая команда, пару лет назад потрепавшая нервы казанцам в плей-офф Лиги чемпионов. Обе встречи завершились на тай-брейке в пользу россиян, и хотя бы это обещало Владимиру Алекно и его игрокам непростой матч. С первого же розыгрыша мяча "Макс Шмелинг Холл" запел, загудел и затрещал в едином порыве, делая все возможное, чтобы зарядить своей энергией берлинских волейболистов и стать седьмым игроком в их составе. 200 болельщиков "Зенита" в этом гуле практически растворились? С такой поддержкой Роберт Кромм и Пол Кэрролл будто бы стали прыгать еще выше, Кавика Шоджи - пасовать хитрее, а его брат Эрик, либеро "Берлина", - принимать надежнее.
"Атмосфера на арене была феноменальной. Нас невероятно поддерживали даже в те моменты, когда команда проигрывала. Фанаты помогали нам бороться, они не умолкали ни на секунду", - подтвердит ощущения капитан "Берлина" Скотт Тузински после матча.
В составе "Зенита" блистали Леон и Максим Михайлов, которые заколачивали мячи на любой вкус, но концовка партии получилась нервной. Разок ошибся на приеме Мэтт Андерсон, немного не рассчитал силы при выполнении подачи Леон - и счет уже равный - 23:23. Михайлов казалось бы ударил по пальцам немецких блокирующих, но судьи посчитали иначе - 24:23 в пользу хозяев. Болельщики взревели так, будто бы это очко принесло "Берлину" чемпионский титул, но вскоре притихли. Выход на площадку Игоря Кобзаря вкупе с подачами Николая Апаликова помогли "Зениту" вытащить партию.
Второй сет еще раз доказал значимость домашней поддержки. Когда положение "Берлина" стало практически безнадежным - 14:17, трибуны зашумели еще громче, и волейболисты немецкой команды стали творить чудеса в защите и вынуждать соперников ошибаться. Они вроде бы не делали ничего сверхъестественного, но каждый элемент выполняли чуть точнее, чуть быстрее и надежнее, чем "Зенит". Занервничал Леон, который эмоционально реагировал на промахи в атаке, а Маруф в ключевые моменты принимал слишком читаемые для берлинцев решения.
Выход Кобзаря переломил ход игры
Начало третьей партии прошло в таком же ключе. "Айн", - кричали трибуны после удачного для их команды приема. "Цвай", - это их реакция на действия связующих. "Драй", - этим словом сопровождался каждый удар атакующих игроков "Берлина". После того как на огромном электронном табло высветились цифры 12:11 в пользу хозяев, Алекно решился на замену связующих. И этот шаг сработал.
"Игорь (Кобзарь) выходил на замену и в матчах чемпионата России. Он добавляет команде энергии, он заводит ее. Думаю, Игорь прогрессирует по ходу сезона и приносит команде много пользы", - сказал после матча доигровщик казанцев Мэтт Андерсон.
Для начала пару фирменных эйсов зарядил Леон, который бил по мячу с такой силой, что принимающие "Берлина" не успевали сдвинуться с места. Кобзарь нашел у сетки Андрея Ащева, добавив к арсеналу "Зенита" еще и атаки первым темпом, а затем несколько раз выполнил хитрые крученые подачи. Андерсон в непростой ситуации решился на скидку по линии - 17:15, а важнейшие мячи на финише партии забил Леон. - 2-1 по партиям в пользу "Зенита".
В четвертой партии, каким бы разгромным ни был счет, легко не было. Достаточно было посмотреть на усталое лицо либеро казанцев Теодора Салпарова, доставшего полдесятка сложных мячей в защите. При счете 24:15 немецкие болельщики притихли, и на арене стало отчетливо слышны крики "Зенит!", "Зенит!".
"Есть разница в том, когда ты обязан выиграть и когда играешь как получится. Наши обязанности отняли у нас 20-30% потенциала. Задача на завтра - снять напряжение. Победой доволен, но сыграли неважно, хотя в таких матчах важен результат. Победа есть победа. В таких играх хорошо побеждать", - заявил после матча на пресс-конференции Владимир Алекно, а уже после официального общения сказал журналистам, что в случае поражения "Зенит" бы стерли в порошок.
Самым довольным после матча был Кобзарь, который вновь показал, что готов быть основной связкой "Зенита".
"Очень хотел играть, желание было огромным. Удачно все сложилось для меня и команды. Что говорить.... До игры мы были фаворитами и должны были обыгрывать "Берлин", - отметил связующий "Зенита".
Первый шаг к победе в Лиге чемпионов сделан, но сделать еще один, решающий, будет намного сложнее. Польская "Ресовия" уже обыгрывала российский клуб в "раунде шести", где она расправилась с новосибирским "Локомотивом", а ее болельщики в матче со "Скрой" (3-0) поддерживали команду даже громче берлинских. На отдых у команд осталось меньше суток.